Анна Мурзина
Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль сюжетно-ролевой игры в гендерной социализации детей дошкольного возраста
Именно старший дошкольный возраст является наиболее восприимчивым возрастом для гендерных взаимоотношений детей. В этом возрасте формируются задатки, способности и все важнейшие качества личности. Исходя из этого, главной задачей в воспитании мальчиков и девочек является изучение гендерных взаимоотношений между мальчиками и девочками, формирование мужественности и женственности, искренности, взаимопонимании, воспитании человеческого в мужчине и женщине, уважение к себе и другим, милосердие.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации дошкольников» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В дошкольном возрасте основной вид деятельности — это игра. В сюжетно-ролевой игре дети усваивают основы гендерного поведения, они принимают на себя различные социальные роли и действуют в соответствии с принятой ими ролью. В игре сильно видно, как заметны различия между мальчиками и девочками, поэтому подбор оборудования и материалов для сюжетно-ролевой игрымальчиков и девочек должен быть не только разнообразным и безопасным, но и неизменно пополняться, для развития гендерного поведения и для игрового пространства.
О. С. Ермакова отмечает, что в дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре дети подражают взаимоотношениям взрослых. В играх мальчики подражают имеющимся в семье мужчинам: отцу, дедушке, девочки подражают маме и другим женщинам, которые вызывают у них восхищение. Играя, дети группируются по признаку пола.
Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо проводить игру с учетом особенностей детей и включать ребенка в игровую деятельность, которая отражает его интересы и соответствует гендерным склонностям, с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.
Содержание и стиль игры у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны шумные и подвижные игры, отражающие мужские черты (интерес к машинам, оружию, для девочек -более тихие, отражающие женские интересы (мода, домашние дела, куклы, игра в дочки матери). Игры мальчиков более предметны, построены на зрительном восприятии, девочек более словесны, построены на основе слухового восприятия. Мальчики собирают конструктор, воюют на войне, водят машины, строят дома, играют в моряков и летчиков. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж.
Кроме того, по утверждению О. О. Нагель, в игре закладываются основы нравственности: смелость, решительность, ответственность, великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) - у мальчиков; доброта, верность, терпеливость и уважение к мальчикам (мужчинам) - у девочек.
Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками. Создавая условия для игр детей, нужно учесть следующую закономерность: Девочкам достаточно маленького «уголка», так как они раскладывают свои «богатства» перед собой играют в ограниченном пространстве. Мальчикам наоборот - необходимо более большее пространство.
При проведении работы по воспитанию старших дошкольников с учетом их гендерных особенностей, нужно обращать внимание на:
- привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения. Когда у игрушек привлекательный вид, детей легче побуждать к выражению чувств и отношению к игрушке: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза:
- на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери: процесс одевания и раздевания кукол, мягких игрушек дети представляют, как то, с чем сталкиваются постоянно в собственной жизни.
- на наличие атрибутики и маркеров пространства группы с учётом гендерного подхода широко используются простейшие маркеры гендерных различий.
Объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности, педагог имеет возможность пригласить их для совместного участия в играх детей. Таким образом, включение родителей и детей в сюжетно-ролевую игру помогает родителям приобрести практические навыки, которыми в дальнейшем он сможет воспользоваться, играя со своим ребёнком.
Нередко взрослые не понимают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играя в войну. Необходимо понимать, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, потому что дети развиваются физически и учатся регулировать свою силу. Игра помогает разрядить скопившуюся энергию.
Учитывая, все эти аспекты, взрослые должны понять, что причин для осуждения поступков мальчишек нет. Наоборот, должны предоставить место и следить за тем, чтобы игры не носили агрессивный характер. Обязательно следует научить мальчиков играть солдат, лётчиков, моряков и создавать для этого необходимые условия. Так как мальчики очень любят, разбирать игрушки изучать их строение и конструкцию, следует рекомендовать родителя при попытке игрушек учитывать эту особенность.
Организуя игровую среду для девочек нужно учитывать, что им требуется значительно меньшее пространства. Девочки в играх осваивают роль мамы, поэтому им необходимо достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Поскольку у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше потребуется мелких игрушек и различных атрибутов к играм.
Когда в игре будет, достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определённой последовательности ролевые действия, педагог имеет возможность перейти к решению вопросов, связанных с обучением девочек и мальчиков выполнения в игре социальных функций.
Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей призвано способствовать осознанию ребёнком себя представление того или иного пола. Вследствие этого у ребят должна быть сформирована гендерная стабильность, но не надо всегда располагать ребят по половому признаку. Мальчики, как будущие мужчины, в индивидуальных проявлениях, не могут демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять заботу к другим людям, родными близким.
Девочки, как будущие женщины, помимо традиционно женских качеств должны быть активными, инициативными, уметь отстаивать свои интересы. Несомненно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого ребёнка, от образцов поведения женщин и мужчин, которыми ребёнок постоянно сталкивается в семье.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра позволяет детям примерить на себе самые различные социальные роли, получить положительные эмоции, впечатления и незабываемые радостные моменты. При этом девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями.