Папки-передвижки

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений в детской группе

КАТЕРИНА ЩЕРБИНИНА
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений в детской группе
▼ Скачать + Заказать документы

У детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношениях отмечаются определённые трудности, которые препятствуют их развитию и проявляются они в том, что некоторые дети малоинициативны, не стремятся к установлению общения со сверстником, не умеют оказывать взаимную помощь, не умеют проявлять интерес друг к другу. Эти результаты свидетельствуют о том, что необходимо организовать специальную педагогическую работу по формированию положительных взаимоотношений в детской группе.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений в детской группе» размещена в разделах

Наиболее эффективным средством для решения данной задачи может выступать сюжетно-ролевая игра. В связи с этим нами была разработана программа по формированию положительных взаимоотношений в детской группе посредством сюжетно-ролевых игр.

Для стимулирования проявления активности и инициативности детей в отношении со сверстниками в игре, для развития навыков выполнения определённой роли, для формирования умений регулировать свои действия в соответствии с действиями сверстника, прежде всего, большое внимание мы уделили подготовительной работе перед проведением сюжетно-ролевой игры. Это обусловлено тем, что развитие сюжета игры, её содержания во многом обусловлено тем, какой опыт, практические умения и навыки есть у детей для того, чтобы они могли применить их непосредственно в общении. Поэтому так важно было в рамках подготовительной работы к проведению сюжетно-ролевой игры осуществлять беседы с детьми, проводить различные дидактические, психогимнастические этюды, работу с художественными произведениями.

Охарактеризуем эту деятельность более подробно. Межличностные отношения включают в себя несколько компонентов: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный компонент межличностных отношений представляет собой знания детей о том, что представляет из себя процесс общения, как необходимо общаться и поэтому в условиях подготовительной работы мы проводили с детьми беседы, в ходе которых не только развивалось непосредственно само общение, но мы могли уделить внимание различным аспектам общения. Например, мы проводили беседы по использованию вежливых форм обращения друг к другу – это беседы на тему «что такое речевой этикет?», «откуда к нам пришло слово «здравствуйте»?» и т. д.

В ходе этих бесед с детьми мы не только обогащали их представление о формах вежливого обращения, но и, самое главное, работали над тем, чтобы дети осознали необходимость данных форм обращения, акцентировали внимание на том, как воспринимается другими людьми человек вежливый и человек невежливый, какие чувства испытывают дети, когда к ним обращаются вежливо или когда к ним обращаются грубо. Кроме того, межличностные отношения включают в себя эмоциональный компонент – это эмоции, состояние, возникающие в процессе общения и в отношении к общению.

На подготовительном этапе работы мы использовали различные психогимнастические этюды, широко представленные в книге М. И. Чистяковой и Р. Р. Калининой. Данные этюды помогали не только проиграть детям и представить себя в определённом состоянии, но и научиться использовать вербальные и невербальные средства для передачи своего эмоционального состояния и для лучшего понимания эмоционального состояния сверстника, что является важной основой межличностных отношений.

Большое внимание также в рамках подготовительной работы мы уделяли чтению художественной литературы и её анализу. Это помогало сформировать понимание того, как могут себя вести в общении разные люди на примере персонажа того или иного художественного произведения. Мы анализировали положительные и отрицательные стороны определённой модели поведения для того, чтобы у детей сформировался правильный образ того, как лучше вести себя в общении с другими людьми. Кроме того, образы художественной литературы являются доступными для детей, они вызывают у них эмоциональный отклик.

Проводя данную работу, мы формировали основу для развития положительных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре, поскольку сюжетно-ролевая игра выступает той средой, в которой естественным образом создаются определённые отношения, ребёнок их развивает в соответствии с сюжетом игры и выполнением определённой роли и, используя полученные ранее знания, представления и умения, ребёнок может формировать и развивать эти межличностные отношения более гармонично.

Таким образом, мы можем выделить в организации нашей работы три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Содержанием подготовительного этапа являлось обогащение опыта детей и формирование основы для развития когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов отношений. На основном этапе работы основное внимание уделялось формированию навыков построений межличностных отношений детей в условиях сюжетно-ролевой игры. На заключительном этапе мы проводили анализ, рефлексию собственных достижений детей в плане межличностных отношений.

С учётом того, что на заключительном этапе работы нами была запланирована рефлексия достигнутых детьми результатов в рамках межличностных отношений, на подготовительном этапе нами было разработано необычное панно, в котором, используя символические изображения, у каждого ребёнка были отмечены положительные характеристики, которые он проявляет в отношениях с другими детьми. Например, с помощью специальных значков мы отмечали проявление качеств вежливости, проявление активности в общении, проявление уважительного отношения к сверстнику и т. д. Всё это мы отмечали для того, чтобы на заключительном этапе провести сравнительный анализ и дети смогли увидеть, каких результатов они достигли, поскольку рефлексия является очень важным механизмом развития личности ребёнка.

На основном этапе работы мы проводили сюжетно-ролевые игры с детьми. Каждую неделя проводилась одна сюжетно-ролевая игра. В рамках подготовки к сюжетно-ролевой игре использовались различные виды деятельности, беседы, экскурсии, игры, изучение художественной литературы и т. д., поскольку это было необходимо для решения задач самой сюжетно-ролевой игры наряду с задачами межличностных отношений. В рамках этой подготовительной работы к каждой конкретной игре непосредственно беседы и содержание проходили по содержанию сюжетно-ролевой игры, но в них обязательно расставлялись акценты на особенностях межличностных отношений между детьми.

В процессе проведения сюжетно-ролевой игры мы использовали целый ряд приёмов для развития межличностных отношений дошкольников. Прежде всего, мы стимулировали детей к тому, чтобы проявлять активность, участвовать в игре, высказывать своё мнение по поводу роли, которую ребёнок хочет играть, обосновывать, почему он хочет играть эту роли либо почему он хочет, чтобы его партнёром был определённый ребёнок, чтобы дети научились договариваться о том, кто какую роль будет выполнять, учились выслушивать друг друга и уважительно относиться к решению другого ребёнка, что является важной основой развития межличностных отношений. Кроме того, в процессе реализации таких приёмов руководства сюжетно-ролевой игрой как распределение ролей, как мы уже указывали, смены ролей, мы принимали активное участие, помогая детям разрешить возникающие иногда конфликтные ситуации, достичь взаимопонимания.

В процессе придумывания игрового сюжета мы стимулировали детей к тому, чтобы выражать свои мысли и чувства, делиться ими, при этом выслушивать мнение своих партнёров по игре. Часто мы использовали такой приём руководства сюжетно-ролевой игрой как введение новых ситуаций и новых игровых ролей для того, чтобы активизировать тех детей, которые в игре занимают пассивную позицию или являются недостаточно принятыми детьми, отмечали их положительные характеристики, успехи, качество выполнения игровой роли. Всё это помогало формировать положительное отношение к детям в детском коллективе, помогало развивать сюжет игры, развивать отношения в новых ситуациях.

Для того, чтобы взаимоотношения развивались, необходимо было обогащать опыт детей, поэтому мы часто использовали приём введения новых ситуаций в процессе игры. Кроме того, для формирования взаимоотношений мы постоянно в процессе игры осуществляли рефлексивный анализ выполнения детьми той или иной роли, обращали внимание на то, как ребёнок себя ведёт в отношениях, какое влияние его поведение оказывает на реакцию других детей и каким образом можно изменить своё поведение для того чтобы достичь взаимопонимания с другими детьми.

Развитию положительных взаимоотношений способствовало также использование проблемных ситуаций, например, в игре «Супермаркет. Отдел детских игрушек» мы создали такую ситуацию, когда ребёнок хотел выбрать какую-то игрушку, а мама ему отказывала в её покупке, и необходимо было эту ситуацию разрешить. Также, например, в игре «Кафе» детям-участникам не хватило места за одним столиком, нужно было разрешить ситуацию, как всем вместе поместиться за одним столиком. В этих и других играх мы стремились также активизировать воображение детей, поддерживали их инициативность в выполнении ролей. Для развития взаимоотношений мы учили детей более полно выражать свои мысли, выражать свои чувства, поэтому оказывали помощь в поддержании ролевого диалога.

На заключительном этапе работы мы осуществляли коллективную рефлексию, для этого нами было выделено специальное занятие, когда мы вспоминали, в какие игры играли, что нового узнали, какой опыт получили, с какими ситуациями столкнулись и на коллективном панно отмечали, какие успехи у каждого ребёнка за этот период появились в общении с другими детьми.

На наш взгляд, проведённая работа являлась достаточно эффективной, поскольку в общении между детьми, в общении со взрослыми проявились следующие положительные результаты : дети стали чаще использовать формы вежливого обращения, реже случались конфликтные ситуации между детьми, стали более устойчивыми и более широкими по количеству детские группы по интересам. Кроме того, организация совместной игры стала у детей более продолжительной по времени, сюжеты стали более разнообразными.

Список литературы:

1. Зайцева, О. Ю. Игровые технологии как ресурс формирования субъектной позиции в дошкольном возрасте. /О. Ю. Зайцева - // Научные исследования: от теории к практике: мат-лы междунар. науч. -практ. конф. 13 ноября, 2014. – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2014. – с. 81-86.

2. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М., 2007. - 127 с.

3. Смирнова, Е. О. Сюжетно-ролевая игра [Текст] / Е. О. Смирнова. - М., 2007. - 260 с.

Публикации по теме:

«Семейная мягкая школа» как средство приобщения к ЗОЖ и формирования положительных взаимоотношений в семье Когда у вас проблемы, обнимите своего ребенка. Тогда вы поймете, если он рядом, жив и здоров, у вас нет проблем. Все остальное просто мелочи.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста Высокая степень доступности информации и гуманизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние на образование, в.

Домашний кукольный театр как средство формирования взаимоотношений в семьеДомашний кукольный театр как средство формирования взаимоотношений в семье Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный.

Опыт «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожников» 1. Информация об опыте 1.1. Тема опыта: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии.

Интеллектуальная игра «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» Интеллектуальная игра Текст к презентации Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» Выполнила: Пономаренко.

Сюжетно–ролевая игра как средство воспитания у детей нравственно-эстетических качеств Слайд 1 Уважаемые коллеги вашему вниманию представляется презентация опыта работы воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного.

Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста как средство установления эмоционального контакта с воспитателем Константин Дмитриевич Ушинский сказал: Игра - это «жизненная лаборатория» для ребёнка. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности.

Сюжетно — ролевая игра как средство социализации дошкольниковСюжетно — ролевая игра как средство социализации дошкольников 29 апреля 2016 года в нашем детском саду в соответствии с годовым планом прошёл педагогический совет «Сюжетно — ролевая игра как средство.

Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социализации ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста» 24.03.2016 Слайд № 2 Обозначение.

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка Слайд 1. Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений в детской группе
Опубликовано: 15 декабря 2016 в 13:06
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений в детской группе» (включая файлы) размещена пользователем КАТЕРИНА ЩЕРБИНИНА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД