Ольга Бармина
Сюжетно-музыкальное занятие «Ярмарка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
Поддерживать интерес детей к русским народным традициям, обогащать детские впечатления.
Продолжать учить детей дробному шагу. Продолжать разучивание танцевальных элементов: двойной боковой шаг с выставлением ноги на пятку; "пружинка в паре" с выставлением ноги на пятку.
Формировать звуковысотное восприятие: упражнять детей в различении попевок из «Музыкального букваря».
Развивать умение различать музыку грустного и весёлого характера.
Побуждать детей к импровизации коротких попевок.
Темочки:
Развивать умение детей передавать радостно весёлый характер пьесы, исполнять слаженно, лёгким звуком. Продолжать учить петь выразительно: весело, с отчётливой артикуляцией, ускоряя темп к концу песни. Исполнять эмоционально песню весёлого, задорного характера, меняя динамику на 3 и 4 фразы.
Ход занятия:
Зазывала проходит по группе, зазывает всех на ярмарку : «Эй, прохожие! Сюда! Сюда! Все приглашаются, ярмарка открывается! Эй, удалые головушки! Не откажитесь пройтись по весёлой ярмарке. Людей посмотреть, себя показать!
Вопросы детей: «Кто это? Зачем? Откуда? Куда?
Воспитатель отвечает. Дети хотят пойти на ярмарку.
Все проходят в музыкальный зал, где слышится музыка в исполнении оркестра народных инструментов «Пойду ль я, выйду ль я», обработка Р. Рустамова (в записи).
Воспитатель: Вот она и ярмарка! Ну конечно, нас уже опередили, вот уже сколько гостей!
Здравствуйте, люди добрые! Нравится вам ярмарка?
(Описание товаров народно-прикладного творчества)
Зазывала входит: Ой, да вы уже здесь?
Воспитатель: Мы-то пришли, а что делать, - не знаем, ни продавцов, ни хозяев,
Зазывала: Что делать? Помаленьку гуляйте, разными штуками себя развлекайте. Ходи не спотыкайся, вперёд подавайся, разгуляйся!
(идёт дробным шагом)
Воспитатель: Тогда и мы за вами!
Все идут дробным шагом под русскую народную мелодию «Под яблонькой зелёной».
(Возможны замечания музыкального руководителя «шаг чётче»)
Зазывала: Стой, прохожий, остановись,
На наше чудо подивись!
Наши матрёшки
Разминают ножки, -
Два шага туда, два шага обратно
Да пяткой не забудь притопнуть!
Воспитатель предлагает встать «врассыпную».
Танцевальные элементы: двойной боковой шаг с выставлением ноги на пятку.
Зазывала: А вот, ну, ходи, расходись,
При всём народе покажись!
Кто при весёлой плясовой
Да устоять сумеет?
Воспитатель: А мы все плясать горазды, а уж если покажем – как плясать, - никто не устоит!
Зазывала: Приглашать надо вот так (приглашает воспитателя, кланяясь, а плясать – вот так!
Элемент танца «пружинка» в паре под русскую народную мелодию «Светит месяц»
Зазывала: Славно плясали, я вас угощаю! (подносит корзину с яблоками)
Что за яблочко! Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто,
Будто мёдом налилось,
Видны семечки насквозь. (А. С. Пушкин)
Воспитатель: Да, яблочки наливные да румяные, да есть их нам сейчас некогда, хочется всё посмотреть. Разве что с собой взять?
(идёт ставить корзину на стол)
Зазывала (берёт лоток) : Эй, люд честной, иди к нам, гостинца дам!
Воспитатель: А за что гостинцы даёте?
Зазывала: Да ни за что, только загадку отгадать нужно!
Слушай да на ум мотай,
Что за песня, отгадай!
Музыкально-дидактическая игра «Узнай песенку по двум звукам»
(зазывала награждает игроков игрушкой за верный ответ)
Музыкальный руководитель: Уважаемая публика, спешите в наш театр, представленье начинается! Выступают лучшие артисты сезона. Последние гастроли перед поездкой в столицу!
Воспитатель беседует с детьми о поведении в театре.
Зазывала: А вот билетами запаситесь, вдоволь наглядитесь!
Музыкальный руководитель: Представление начать – не голубей гонять,
Билеты необычные, на них лица симпатичные,
Один плачет, другой хохочет, -
Присмотритесь, кто хочет!
(Воспитатель спрашивает детей, у кого какое настроение).
Музыкальный руководитель: Вот сейчас можно и проверить, кто музыку слушать умеет. Где надо грустить, а где веселиться. Слушайте внимательно. Нужно поднять только ту карточку, которая музыке подходит.
Звучит музыка Г. Левкодимова «Грустно – весело», дети отвечают, появляется Арлекин при весёлой музыке, Пьеро – при звучании грустной музыки.
Зазывала дарит кукол ребятам за правильные ответы.
Зазывала: У вас, господа, хорошие часы имеются?
Воспитатель: Нет, а у вас?
Зазывала: А у меня есть! (достаёт из лотка часы)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, который час?
Зазывала: Уже два вершка 15-го!
Воспитатель: А вот и не правда! На ваших часах ровно двенадцать!
Музыкальный руководитель: Ну и что, что неправда. Зато они поют «Дили-день»! Умеете так? Подпевайте, только не все сразу.
«Песенка часов» (индивидуальная работа)
Музыкальный руководитель: И у вас часы появились? А я хочу твои послушать., и твои., и твои тоже. (дети импровизируют)
На ширме появляется Петрушка.
Петрушка: А меня знаете? Кто я такой, что за молодец лихой? (ответ детей) Я сегодня разные товары предлагаю, сам дудки мастерю, сам на них играю!
Русская народная песня «Дудка»
(дети поют, Петрушка имитирует игру на дудочке)
Музыкальный руководитель: Петрушка, подари ребятам свои дудки, они будут на них играть – тебя вспоминать!
Петрушка: С удовольствием! (берёт с лотка дудки и дарит их детям)
Петрушка (рассуждая) :
У нашего Якова есть товару всякого:
Шпильки, булавки, нитки, катушки, селёдочные кадушки!
Есть старые башмаки, покупайте, коль пришли!
У нас без обману – товар без изъяну,
Есть и сладости, - угощайтесь патокой с имбирём!
(достаёт банку)
Воспитатель: Это ты про ту, о которой мы поём?
Музыкальный руководитель: Про ту самую. Пойте дружней, веселей, да не забудьте начать медленно, а кончить – быстро. Да слова-то с кашей не съешьте, выговаривайте!
«Патока с имбирём» - русская народная песня
Петрушка: Ну и мастера вы песни петь. Берите, угощайтесь! А мне недосуг, пойду ещё дудки мастерить! Да другим гостям дарить! (отдаёт банку воспитателю и ребятам и прячется за ширмой)
Зазывала: А вот делаем золочёные грецкие орехи! Взрослым для богатства, детям – для потехи! Вышли из-под кузнечного молота. Два кузнеца – в три конца. Один ударит, другой прибавит. Помогай песней, - с песней дело интересней! Песню задорно запевай!
Русская народная песня «Во кузнице»
Зазывала: За то, что славно пели, вот вам и орешки для забавы!
(дарит детям орешки, завёрнутые в золочёную фольгу)
Представление наше кончается! Театр закрывается. Приходите к нам в другой раз. Уважим и что-то новое расскажем!
Воспитатель: Такое необыкновенное представление, что уходить не хочется, правда, ребята? (дети соглашаются)
Музыкальный руководитель: Где были, ребятишки?
Дети: На ярмарке!
Музыкальный руководитель: Что купили, детишки?
Дети вместе с воспитателем перечисляют покупки.
Музыкальный руководитель: А сколько песен русских, а сколько плясок разучили, не с пустыми руками в группу возвращаемся!
Занятие заканчивается, дети покидают зал.