Родионова Юлия
Открытое музыкальное занятие в старшей группе «Как Дед Мороз расколдовал звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое музыкальное занятие в старшей группе по теме : «Как Дед Мороз расколдовал звуки».
Цель: объяснить детям значение роли нот и звуков в музыке, посредством Новогоднего репертуара.
Задачи:
Обучающие задачи:
Способствовать умению определять характер, настроение музыкального произведения «Дед Мороз» Р. Шумана, высказываться о нём.
Публикация «Открытое музыкальное занятие в старшей группе „Как Дед Мороз расколдовал звуки“» размещена в разделах
- Дед Мороз
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Новый год. Конспекты по обучению грамоте
- Старшая группа
- Темочки
Уметь передавать характер музыки «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского, в движениях.
Учить детей музицировать на музыкальных инструментах (музыкально-дидактическая игра с колокольчиками).
Развивающие задачи:
Развивать эмоциональную отзывчивость на прослушивание нового произведения «Дед Мороз» Р. Шумана.
Развивать воображение, творческую фантазию при перевоплощении в снежинок.
Развивать диапазон детского голоса: распевка "Падают снежинки".
Развивать навыки чистого интонирования, выразительного исполнения знакомых песен «Зимушка-зима», З. Я. Роот.
Развитие коммуникативных качеств через: хоровод «Зимушка-зима», З. Я. Роот; танец «Шел веселый музыкант».
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к музыкальной и литературной классике (И. Бунин, Н. А. Некрасов).
Способствовать проявлению положительных эмоций.
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе различных видов музыкальной деятельности : радоваться успеху других детей при исполнении песен, танцев, помогать отстающим детям в овладении музыкальными способами деятельности.
Ход занятия.
Дети, спокойно заходят в музыкальный зал, останавливаются.
Муз. рук. поёт музыкальное приветствие (бодро и весело) : «Здравствуйте девочки!», «Здравствуйте мальчики!».
Дети отвечают: «Здравствуйте!»
М. Р. : Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Поздороваемся с гостями.
М. Р. и дети: (поют) Здравствуйте, всем гостям!
М. Р. : Ребята, а вы обратили внимание на красиво наряженный зал?
Дети: Да!
М. Р. : А почему у нас зал такой красивый? Какой праздник мы встречаем?
Дети: Новый год!
М. Р. : А в какое время года мы его встречаем?
Дети: Зимой!
М. Р. : Правильно, зимой!
М. Р. : Зима бывает разная. Светит солнышко и переливаются в его лучах, словно волшебные огоньки, снежинки. Вокруг, куда ни посмотришь, - бело, красиво. А бывает, что дует злой, лютый ветер, заметает пургой всё вокруг.
Послушайте стихотворение И. Бунина.
Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь березы и ели…
Месяц меж тучек над полем сияет, -
Бледная тень набегает и тает…
Мнится мне ночью: меж белых берез
Бродит в туманном сиянье Мороз.
Про Деда Мороза слагают сказки, сочиняют музыку.
Но Дед Мороз не только приносит на Новый год подарки. Когда он рассердится, начинает дуть и стучать посохом, сзывать метели и вьюги – не на шутку испугаешься! Очень много песен сложено про Деда Мороза и о зиме.
М. Р. : Ребята, а какие вы знаете песни о зиме?
Не хотели бы вы исполнить какую - либо песню?
М. Р. садится за фортепиано, а оно не играет.
М. Р. : Ребята, ноты не звучат (удивленно).
Что-то случилось. Пробуем в колокольчик позвонить (М. р. звонит в колокольчик, он тоже без звука). Приложите руку … Ощущение… Холодный?
Дети: Холодный.
М. Р. : Как вы думаете, что же могло произойти?
Дети: Наверное, Дед Мороз звуки заморозил. Он заморозил не только звуки, но и ноты.
Показ нот.
М. Р. : Дети, обратите внимание какие ноты (замороженные).
Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужны ноты?
Дети: отвечают.
М. Р. : Без нот нам с вами не обойтись, потому что с помощью нот композиторы записывают свою музыку.
Надо срочно что-то делать., т. к. наши ноты заморожены.
М. Р. : Ребята, кто же сможет их расколдовать?
Дети: Дед Мороз!
Пойдем к Деду Морозу чтобы он расколдовал ноты и звуки опять зазвучали?
Дети: Да!
М. Р. : Ну что, отправляемся в путь, к Деду Морозу в гости?
Но нам надо обязательно взять ноты и колокольчик - замороженные с собой, к Деду Морозу.
М. Р. складывает несколько нот и колокольчик в мешочек и берет их с собой в дорогу.
Звучит фоновая музыка «Вальса снежных хлопьев» П. Чайковского из балета «Щелкунчик» и дети встают в круг.
М. Р. : Эта музыка приглашает нас отправиться далеко на Север, в Царство Деда Мороза. А покажет дорогу нам волшебный клубочек.
М. Р. берет в руки волшебный клубочек и под эту же музыку дети за М. Р. двигаются спокойным шагом по кругу.
М. Р. : Ребята, что-то не видно Царства Деда Мороза. Значит не помогает нам волшебный клубочек.
Предлагаю нам превратиться в снежинок, их то ветер мигом перенесет в Царство.
Дети импровизируют под музыку.
Муз. руководитель: Вот мы и в Царстве Деда Мороза. Как здесь холодно. (дети садятся на места.)
(Звучит фонограмма «Дед Мороз», Р. Шуман).
М. р. : Ребята, вы определили какой по характер у Деда Мороза?
Дети: Сердитый. Музыка громкая, тяжелая.
М. р. Я предлагаю вам еще раз послушать произведение немецкого композитора Роберта Шумана "Дед Мороз".
Муз. руководитель. Вы представили как он важно восседает на троне.
Дети: Да!
М. р. : Да, музыка грозная, суровая, важная, четкая, звучит низко, в нижнем регистре, тяжело. Можно себе представить, что Дед Мороз вышагивает неторопливо, тяжело и стучит своим посохом.
М. р. : Русский поэт Николай Алексеевич Некрасов написал поэму «Мороз, Красный нос». В ней есть такие строки…. (читает стихотворение)
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
М. р. : Стихотворение Н. А. Некрасова и пьеса Р. Шумана перекликаются по характеру. И в музыке, и в стихах чувствуются суровость, таинственность, загадочность, сказочность.
М. р. : Под Новый год часто происходят чудеса. Если мы с вами подуем в сторону зимнего леса, то произойдет волшебство.
Выключается свет, дети дуют три раза в сторону сцены, звучит таинственная музыка.
Открывается занавес, а на сцене, на троне важно и сердито сидит Д. М.
Д. М. : Кто ко мне пожаловал, в мое царство?
Сейчас заморожу! (сердито)
М. Р. : Дед Мороз, не сердись на нас, мы не просто так к тебе пришли.
М. р. : Ребята, расскажите Деду Морозу, что произошло с нашими звуками, нотками.
Дети: Дед Мороз, ты заморозил наши ноты и теперь мы не можем петь песни.
Д. М. : Да, я ваши ноты заморозил, мне скучно одному в своем Царстве. А с нотками, всё веселей.
Скажу вам по секрету, я не всегда такой сердитый и грозный бываю.
Если вы меня развеселите, то я разморожу ваши звуки, ноты.
М. р. : Ребята, а как вы думаете…. Что нам можно сделать, чтобы Дед Мороз стал добрым и разморозил наши ноты?
Дети: Танец для Деда Мороза потанцевать.
М. Р. : Я тоже так думаю.
Дети исп. танец «Шёл по лесу музыкант».
Воспитатель незаметно, за ширмой меняет мешочек с колокольчиком и нотами.
Д. М. : Молодцы ребята, повесели вы меня, придется разморозить ваши ноты и колокольчик.
Перед детьми поставить стол.
Д. М. : Достает из мешочка ноты и выкладывает их на столик
Д. М. : Я решил согреть ваши ноты оренбургскими пуховыми платочками.
М. р. : Ребята, посмотрим, теперь - будут звучать наши нотки или опять нет.
Колокольчик звучит
М. р. играет на фортепиано, оно звучит.
М. р. : Вот и замечательно.
Спасибо тебе Дед Мороз!
Ведь теперь мы можем исполнить песню про зимушку. А ты Дед Мороз оставайся с нами, песню послушай.
Дед Мороз : С удовольствием! Я люблю песни петь.
Но с начало распоемся.
Игра"Эхо"
М. р. : Я буду петь музыкальную фразу, а вы повторять как эхо.
Распевка «Падают снежинки»
Падают снежинки — (сиb-сиb-до-си-ЛЯ-ФА)
Золотые льдинки. (сиb-сиb-до-си-ЛЯ-ФА)
Падают, кружатся, (фа-соль-ля- сиb-ДО-РЕ)
На землю ложатся. (до-сиb-ля-соль-ФА-ФА)
М. Р. : Теперь мы готовы исполнить песню. Дед Мороз вставай с детьми в хоровод.
Дети исп. песню «Зимушка - зима», З. Я. Роот
Д. М. : Ребята, спасибо вам большое.
Вы смогли задобрить меня и я разморозил ваши ноты.
Деда Мороз : Мне пора возвращать в свое царство, а вам в детский сад
Машет рукой уходит на сцену.
М. р. : Ребята и нам пора в детский сад возвращаться.
Но, а так как у колокольчика появился звук, он поможет нам вернуться в детский сад.
Раздать детям колокольчики.
Музыкально - ритмическая игра с колокольчиком.
М. Р. : Вот мы и вернулись в сад сели на стулья.
М. р. : Ну, что ж, ребята. Наше занятие подошло к концу. Чем мы занимались сегодня? Скажите, пожалуйста, что вам больше всего понравилось делать сегодня на занятии?
Где мы с вами сегодня были?
Как мы туда попали?
Для чего?
Какое произведение мы слушали?
Кто нам помог разморозить ноты?
Какой Дед Мороз был в начале занятия?
Какой Дед Мороз был в конце занятия?
Смогли мы развеселить Деда Мороза?
Как мы его развеселили?
Получилось ли у нас с вами разморозить ноты?
М. Р. : Молодцы ребята, у нас все получилось, мы справились с задачей. Дед Мороз нам помог разморозить ноты и звуки, потому что мы смогли раздобрить его, а ведь в начале нашего занятия он был сердитым.
Исполнили песню про Зимушку.
Для того чтобы вы запомнили наше необыкновенное путешествие.
Я хочу вам на память подарить раскраски с улыбающимися нотками.