Евгения Кретстянова
Связь состояния речевой функции и развития пальцевой моторики в современных исследованиях
▼ Скачать + Заказать документы
Эксперты полагают, что в дошкольном возрасте наиболее пристальное внимание необходимо уделять развитию пальцевой моторики рук, т. к. сначала формируются тонкие движения пальцев рук, затем возникает артикуляция слогов. Развитие и усовершенствование речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности пальцевой моторики. Так, на основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Таким образом, одним наиболее эффективным средством речевого развития детей служит развитие пальцевой моторики.
Публикация «Связь состояния речевой функции и развития пальцевой моторики в современных исследованиях» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли», «Рука – это своего рода внешний мозг», – писал Кант, «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Формирование функций руки и речи у людей шло параллельно. Сначала формируются мелкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слов; все дальнейшее совершенствование речевых реакций заключается в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Английский психолог Д. Сели кроме того давал весьма огромное значение «созидательной работе рук» с целью формирования мышления и речи детей.
Отмечается, что у ребенка, обладающего большой степенью речевого развития, сформированы и навыки пальцевой моторики. Развитие движений пальцев рук подготавливает основу для формирования речи. Данное подтверждено разработками физиолога М. М. Кольцовой, которая установила, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они добиваются необходимой точности, наступает развитие речи.
Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова–Фомина) была доказана взаимосвязь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят продемонстрировать один пальчик, два пальчика и три. Степень развития речи ребенка также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев — говорящие дети. В случае если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, в таком случае это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут независимыми, развития речи и, следовательно, мышления достичь никак не получится [39].
М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.
Л. В. Фомина отмечает, что на основе проделанных экспериментов и обследования значительного числа детей, была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отста т, то задерживается и речевое развитие, несмотря на то, что общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Многими учеными (И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, В. М. Бехтерев, Н. И. Кузьмина, Л. И. Белякова, Л. В. Лопатина) была установлена и доказана взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики со становлением речи.
Развитие движений пальцев «подготавливает почву» с целью дальнейшего формирования речи, сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают необходимой точности, наступает развитие речи.
Установлено, что развитие мелкой моторики способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, развитию речевой деятельности.
В ходе операций с объектами у детей уже в раннем возрасте наступает развитие мелкой моторики. Первыми появляются хватательные движения, наряду с этим происходит восприятие и развитие зрительно – двигательной координации, развивается ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук, дифференцируются движения пальцев.
При нормальном развитии к концу 3 года подражание движений не предполагает достаточной трудности. Ребенок достаточно точно воспроизводит направленные движения, воспроизводит действия с предметами, которые часто состоят из нескольких последующих этапов.
С. И. Гальперин отмечал, что непосредственно к 6–7 годам в основном завершается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Способность осуществлять небольшие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Этот возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки.
К сожалению, в последние годы у большинства детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, отмечается недоразвитие пальцевой моторики рук, речевые навыки сформированы недостаточно, речь малопонятна для окружающих, не соответствует возрастным нормам.
Подтверждено, что речевые области мозга отчасти формируются под воздействием импульсов, поступающих от пальцев рук, вследствие того, что между движениями рук и произнесением слова существует прямая и естественная взаимосвязь. Фигурально изъясняясь, руки – это манипуляторы мозга. Пальцы помогают говорить.