Лучший педагог года

Сущностные характеристики сенсорного развития детей раннего возраста

МАРИНА ЗАИЧЕНКО
Сущностные характеристики сенсорного развития детей раннего возраста

На основе данных современной психологии, практикой образования принято считать сенсорику (от лат. sensus, «восприятие») как категорию, описывающую непосредственное восприятие ощущений и внешних воздействий. В переводе с латыни «сенсорика» означает «восприятие», осуществляющееся посредством органов чувств.

В психологии и физиологии «сенсорный» означает «данный в ощущениях», а сенсорный мир понимается как мир конкретных объектов, непосредственно воспринимаемых с помощью органов чувств и поддающихся определенному моторно-двигательному воздействию, а к числу этих объектов, наряду с предметами окружающего мира, относится и тело самого человека.

Публикация «Сущностные характеристики сенсорного развития детей раннего возраста» размещена в разделах

Сенсорное развитие человека предполагает развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха (звуковой стороны речи, способности анализировать звуковую структуру слова) и музыкального слуха. Наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, Я. А. Каменский, П. Сакулина, Э. Г. Пилюгина и многие другие. Также необходимо отметить О. Декроли, М. Монтессори, Ф. Фребель, Е. И. Тихееву, А. П. Усову, которые отмечали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Рассмотрим особенности раннего детства, которое охватывает возраст от 1 до 3 лет и заканчивается кризисом 3 лет. Психофизиологическими особенностями этого периода можно считать:

наличие тесной взаимосвязи физического и психического развития;

индивидуальные темпы развития, т. к. в силу неравномерности и гетерохронности органы и системы организма развиваются не одинаково быстро;

высокую ранимость ребенка, что предъявляет особые требования к его воспитанию;

восприимчивость детей к обучению, т. к. в этом возрасте легко образуются условные связи.

К концу первого года жизни социальная ситуация взаимодействия ребенка со взрослым меняется кардинальным образом: появляются двое – ребенок и взрослый, а ребенок в это время приобретает некоторую степень автономии и самостоятельности. Говоря об общепсихологических характеристиках периода раннего детства, Л. С. Выготский отмечает ряд существенных моментов:

связанность ребенка с конкретной ситуацией: ребенок входит в ситуацию, и его поведение целиком определяется ею, входит в нее как составная динамическая связь ( это поведение обусловлено несколькими факторами: возникновением единства между сенсорными и моторными функциями, появляющимися в начале раннего детства; тесной связанностью восприятия и эмоционального отношения);

ведущей психической функцией этого периода можно считать восприятие;

центральным новообразованием возраста является возникновение у ребенка (к 3 годам) сознания, выступающего для других в виде собственного «Я». Ребенок впервые начинает противопоставлять свои самостоятельные действия совместным действиям со взрослым. Из единства ребенок–взрослый ребенок начинает выделять собственное «Я»;

манипулятивная деятельность начинает сменяться в раннем детстве предметной деятельностью, происходит овладения орудийными действиями и формирование первых интеллектуальных операций;

речь ребенка развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли, беглой речи, состоящей из грамматически правильных предложений, расширяется круг общения, ребенок инициативен в завязывании разговора даже с незнакомыми людьми;

формируются новые виды действий восприятия и мыслительных действий, ребенок овладевает зрительными действиями, которые позволяют определить некоторые свойства предметов и регулировать практическое поведение, развивается слуховое восприятие, особенно восприятие речи, в основе которого лежит фонематический слух;

преобладающие виды памяти – двигательная, эмоциональная и частично образная; память еще непроизвольна и никаких специальных действий с целью запомнить или припомнить ребенок не выполняет;

мышление, основанное на внешних ориентировочных действиях, именуется наглядно-действенным, и это – основной тип мышления в раннем детстве;

одним из самых существенных приобретений ребенка становится знаково-символическая функция сознания, ребенок впервые начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заместителями;

впервые (2 -2,3 года) появляются зачатки игровой деятельности, где имеет место принятие на себя роли (обычно роли взрослого); к концу 2-го года жизни ребенок начинает более определенно усваивать изобразительную функцию рисования: ищет в собственных каракулях сходство с реальными объектами или графическими образцами, предлагаемыми взрослым;

ведущими становятся деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными и личностными; нравственные нормы еще не очень устойчивы, и в силу слабого контроля за своим поведением ребенок часто и легко их нарушает.

Исходя из данной характеристики возраста, необходимо отметить, чтов 2 года у ребенка доминирующим направлением сенсорного развития служит восприятие предметов, где знакомство с ними и их свойствами формирует у ребенка образы их восприятия. Первоначально ребенок ориентируется на характерные признаки предмета и сочетание сенсорных характеристик, затем у ребенка закрепляется восприятие величины предмета. Восприятие у детей становится осмысленным, потому что они уже умеют сопоставлять - дети ориентируются по форме предметов, и образцом для них служат опредмеченные названия (предметы круглой формы - это мячики и шарики).

Необходимо отметить, что в раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине и важно, чтобы эти представления были разнообразными. Следовательно, ребёнка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами, развивать познавательные и речевые умения, определять цвет, размер, форму предметов путём зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения.

У ребенка второго года жизни продолжается интенсивное развитие психической сферы, хотя и несколько медленнее, чем на первом году жизни. Самый главный навык, который начинает формироваться у ребенка - речь. И в этот период ребенку важно не только слышать речь других людей, но и развивать мелкую моторику руки,способствуя развитию речи. Поэтому рекомендуется использовать пальчиковые игры и игрушки, стимулирующие выполнение мелких и точных движений, дающие богатые сенсорные ощущения.

В методике сенсорного воспитания дошкольников можно выделить несколько этапов:

1 этап- привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен;

2 этап- обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках;

3 этап - формирование представлений об эталонах;

4 этап -создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организация собственной деятельности.

Поскольку в 2-3 года ребенок учится сравнивать свойства предметов, выполняя с ними определенные действия, следовательно, основной задачей родителей и педагогов на этом возрастном этапе, будет формирование у ребенка сенсорных эталонов как общепринятых образцов внешних свойств предметов:

форма (круг и квадрат);

цвет (белый, черный, красный);

величина (большой и маленький размер);

звуки (тихо и громко);

тактильные ощущения (мягко и твердо).

Основным видом деятельности ребенка второго года жизни является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов и продолжается его сенсорное развитие.

В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки, как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера.

Также важно отметить, что успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Как отмечают С. Л. Новоселова, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом, являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни. Кроме того, развитие восприятия пронизывает все стороны детской деятельности: развитие движений, игровую деятельность, речевое общение, музыкальное воспитание, изобразительную деятельность и служит важнейшей предпосылкой для их дальнейшего развития.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования и основополагающими документами нормативной правовой базы, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются:

Конвенция ООН о правах ребенка;

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;[2]

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;[3]

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности является: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Главная особенность организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) на современном этапе - это уход от занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамкахинтеграции образовательных областей.

Программой воспитания и обучения детей раннего возраста предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы и элементов строительных наборов по форме, величине, расположению. Особое внимание рекомендуется уделить обучению обследовать предмет, анализировать его, предвидеть будущий результат действия с ним. Эти умения являются необходимым условием формирования ориентировочной фазы деятельности и во многом определяют успешность выполнения поставленной задачи:

процессе формирования изобразительной деятельности детей раннего возраста,на подготовительном этапе обучения, предлагается использовать специальные дидактические игры, направленные на упражнение в восприятии различных свойств предметов, а также игры по развитию зрительно-двигательной координации;

в процессе проведения занятий по предметному рисованию и лепке с натуры детей учат специальному рассматриванию, наблюдению, в ходе которого происходит восприятие свойств предмета (целостное восприятие предмета; выделение основных частей; анализ формы, цвета, расположения и относительной величины частей; повторное целостное восприятие предмета). В качестве важного условия развития сенсорной сферы выдвигается необходимость использования всех доступных ребенку способов передачи сенсорного опыта, подбор программных задач в соответствии с требованиями сенсорного развития, вне зависимости от уровня речевого развития ребенка; повседневное оформление и закрепление собственного речевого опыта ребенка в слове, создание образов представлений, которые могут быть актуализированы по слову.

В систему сенсорного воспитания должна включаться специальная работа по овладению всеми способами усвоения сенсорного опыта – пониманием жестовой инструкции, подражанием, анализом образца, самостоятельным анализом задачи, действие по словесной инструкции или по словесному описанию.

По мнению А. Г. Урунтаевой, значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

является основой для интеллектуального развития;

упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

развивает наблюдательность;

готовит к реальной жизни;

позитивно влияет на эстетическое чувство;

является основой для развития воображения;

развивает внимание;

дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

влияет на расширение словарного запаса ребенка.

Таким образом, можно отметить, что сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью и решать следующие задачи:

1) формировать общую сенсорную способность, т. е. способность к использованию сенсорных эталонов (5, а затем 7 цветов спектра, 5 геометрических форм, 3 градации величины);

2) обеспечить постепенный переход от предметного воспитания и узнавания объекта к сенсорному анализу и, следовательно, учить не просто узнавать предмет и называть его, но и узнавать его назначение; части предмета и их назначение; материал из которого сделан предмет, цвет, форма, размер и т. д. ;

3) помочь ребенку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл) и их основных качествах (стекло – холодное, прозрачное, бьется; бумага – гладкая, мягкая, рвется, промокает и т. д.);

4) формировать представления о простейших перспективных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и т. д.) и учить правильно применять данные действия.

1. Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действие (смять, сжать, погладить и другие, качества и свойства (мягкость, твердость, гладкость).

2. Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами.

Важно отметить, что для узнавания предмета детям дошкольного возраста достаточно лишь некоторых его общих признаков. Осязательное знакомство с предметом ограничивается преимущественно теми частями, за которые ребенок его держит или которых касается и здесь не мало важное значение имеет лепка, когда ребенок должен отразить материальные свойства тел - их объем, форму, плотность, фактуру. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, лепка приобщает малышей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.

Также необходимо отметить важность конструирования как средства развития сенсорных эталонов. В процессе конструирования дети знакомятся с различными материалами, закрепляют конструктивные навыки, учатся ориентироваться в пространстве, у них развивается мелкая моторика, совершенствуется координация движений пальцев и кистей. Кроме того, конструирование также развивает психические процессы – память, мышление, воображение, внимание и восприятие. [40]

Кроме того, необходимо отметить важность рисования, используя традиционные и нетрадиционные техники, которые также способствуют развитию у детей фантазии, воображения, моторики рук и пальцев, глаз. Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. При этом сама идея творческого экспериментирования с материалами и приемами очень созвучна возрастным особенностям дошкольников (познание мира через действия с предметами и экспериментирование). Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации, художественного конструирования) : в процессе создания интересного образа возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование» пластилином, коллаж, набрызг).

Таким образом, можно отметить, что сенсорное развитие ребенка раннего возраста, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания, в значительной степени, зависит от уровня сенсорного развития, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. [

Публикации по теме:

Развитие сенсорного восприятия у детей раннего возраста с помощью дидактических пособийРазвитие сенсорного восприятия у детей раннего возраста с помощью дидактических пособий Я работаю в группе с детьми раннего возраста. В этом возрасте у детей преобладают зрительно – эмоциональная память, наглядно – действенное.

Презентация «Дидактическая игра — средство сенсорного развития детей раннего возраста» ДОКЛАД Уважаемый Председатель и члены комиссии! Слайд 1 – Я, Жаднова Юлия Григорьевна, воспитатель МАДОУ детского сада «Мечта», хочу представить.

Мастер-класс для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»Мастер-класс для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста» Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста ТЕМА: Дидактические игры как средство сенсорного развития детей.

Организация образовательной деятельности в центре сенсорного развития для для детей раннего и младшего дошкольного возрастаОрганизация образовательной деятельности в центре сенсорного развития для для детей раннего и младшего дошкольного возраста Ранний и младший дошкольный возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности,.

Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возрастаНа каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным.

Особенности сенсорного развития и воспитания детей младшего возраста ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА Раннее детство – особый период становления органов, систем и, прежде.

Развивающая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО Цель: повысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации развивающих игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста в.

Значение сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста ВВЕДЕНИЕ В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идёт поиск неординарных методов, технологий работы с дошкольниками.

Теоретические основы сенсорного воспитания детей раннего возраста Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой.

Возрастные характеристики речевого развития детей раннего дошкольного возраста и рекомендации для воспитателей Формирование и становление речевого развития в первые годы жизни ребенка влияет на всю его последующую жизнь. Своевременное и полноценное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сущностные характеристики сенсорного развития детей раннего возраста
Опубликовано: 24 ноября 2018 в 21:58
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД