Татьяна Гальчина
Развитие сенсорного восприятия у детей раннего возраста с помощью дидактических пособий
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю в группе с детьми раннего возраста. В этом возрасте у детей
преобладают зрительно – эмоциональная память, наглядно – действенное мышление, они очень любознательны, любят все яркое и красивое.
Работая и наблюдая за детьми, понимаешь, что развитие детей напрямую зависит от сенсорного развития.
Публикация «Развитие сенсорного восприятия у детей раннего возраста с помощью дидактических пособий» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Сенсорное развитие малышей - это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса детей к разнообразному миру, совершенствование детского мышления и других психических процессов.
Огромную роль в развитии сенсорных способностей детей имеет хорошо разработанная развивающая среда.
Ознакомившись с требованием федерального образовательного стандарта образовательной деятельности, я разработала и создала сенсорную зону, состоящую из дидактических игр, которые обогащают восприятие детей, развивают зрительную сосредоточенность, внимание, моторику, тактильные чувства, стабилизируют эмоциональное состояние.
При подборе дидактического материала я обращала внимание на чистоту цветовых тонов, их яркость. Важно, чтобы игрушки и пособия были удобны ребенку для обхвата рукой.
В своей работе я использую дидактическое пособие, созданное своими руками в виде книжки с мягкими страничками. Содержание этой книжки разработано по стихам известного писателя А. Барто «Игрушки».
На каждой страничке персонажи, элементы сюжета прикреплены с помощью липучек, кнопок, шнуровок.
Данное пособие получилось наглядным и эффективным. Мягкое на ощупь, яркое в оформлении, содержит страницы с объемными изображениями, что не оставляет малыша равнодушным. Детям книжка интересна тем, что все можно потрогать, отстегнуть, пристегнуть, подвигать, позвенеть, поиграть. Малыш с удовольствием сам достает ее с полки, что позволяет мне воспитать у ребенка интерес к книге, окружающему миру, формировать умение самостоятельно обследовать предметы.
Использование данного пособия развивает зрительное и тактильное восприятие, закрепляет понятие «цвет», «форма», «величина», «гладкий -шероховатый», «пушистый», «один - много».
Развивает пространственную ориентировку и обследовательские действия малышей, усидчивость, способствует развитию речи и развивает мелкую моторику рук.
Описание пособия : основу страниц составляет дерматин с подкладочной тканью, для оформление персонажей использовалось ткань разного вида и фактуры (фланель, шелк, кожзаменитель, букле, костюмная и шерстяная ткань, бархат, тесьма, нитки, колокольчик. Детали персонажей оформлены с помощью цветных шнуровок, ниток, пуговиц, кнопок.
Последовательность работы с детьми:
Работу веду не только с группой или подгруппой детей, но осуществляю и индивидуальный подход, особенно в адаптационный период. Данное пособие помогает мне облегчить процесс адаптации у детей раннего возраста к условиям ДОУ. А так же научить родителей общаться со своими детьми с использованием ими художественного слова.
В ходе совместной деятельности, я привлекаю внимание детей красивой книгой : «Где же наша книжка – малышка?»; «Кто живет в нашей книжке – малышке?». На первой странице знакомлю детей со стихотворением А. Барто «Котенок».
Котё нок возится с клубком:
То подползёт к нему тайком,
То на клубок начнёт кидаться,
Толкнёт его, отпрыгнет вбок.
Никак не может догадаться,
Что здесь не мышка, а клубок.
Проговариваю вместе с детьми стихотворение, обсуждаю все детали изображения. Обращаюсь к детям: «Кто это?», «Как мяукает, мурлычет котенок?». Продолжаю расширять и обогащать словарный запас прилагательными: котенок пушистый, маленький.
Пальчиковая гимнастика «Кошки - мышки»
Вот кулак, показать кулак левой руки
А вот – ладошка, раскрыть пальцы, ладонь вверх
На ладошку села кошка. «когти» правой руки водят по ладошке левой
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. правой рукой загибать по одному пальцу левой
Мышки очень испугались, вращать кулаком
В норки быстро разбежались спрятать кулак под. правую подмышку
Отправляемся на следующую страницу – знакомлю детей с новым стихотворением А. Барто «Лошадка»
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик,
И верхом поеду в гости.
Задаю детям вопрос: «Как кричит, цокает, скачет лошадка», «Где у нее глаза, уши, хвостик?» и т. д. Провожу подвижную игру «Лошадки». Предлагаю погладить лошадку, уточняю какая она (мягкая, нежная, большая и т. д.). Спрашиваю, что у лошадки на голове? (грива). По желанию дети могут расчесать ее. С целью развития у детей мелкой моторики также можно поиграть в игру: «Посадим цветочки для лошадки» («Пристегивание»).
Далее мы отправляемся на следующую страницу - знакомлю детей с новым стихотворением А. Барто «Бычок».
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Предоставляю возможность детям повторять вслед за воспитателем некоторые слова стихотворного текста. Далее усложняю задание: речь ребенка сопровождается движением руки, т. е. дети могут отстегнуть и пристегнуть бычка.
Продолжаю закреплять умения детей находить и показывать части тела животного. Предлагаю вспомнить, как бычок кричит.
На следующей странице знакомимся со стихотворением «Кораблик»
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!
Спрашиваю у детей «Кораблик, какой?» (большой). «Где плывет кораблик?» (по реке, «По какой реке?» (по быстрой).
Пальчиковая гимнастика «Кораблик»
Вот плывет кораблик мой руки – «полочка», покачиваются
Он плывет ко мне домой руки вперед, ладони сомкнуть углом (нос)
Крепко я держу штурвал «держать штурвал»
Я ведь главный капитан 4 хлопка
Знакомимся с лягушатами: «Как квакают, прыгают лягушки?». Дети могут отстегнуть и поиграть с лягушками.
На последующих страницах знакомимся со стихами А. Барто: «Петушок», «Мишка», «Таня», «Козленок». Организую подвижные игры «У медведя во бору», «Мой веселый, звонкий мяч».
Так же можно создать проблемные ситуации: «Ребята, наши герои заблудились, поможем им вернуться на свою страничку», «Петушок плачет – потерял хвостики», «Поможем мишке собрать меду», «Вернем листочки на дерево».
Персонажи из книжки можно использовать на фланелеграфе, и тут у детей открывается воображение и фантазия.
С помощью данного пособия решаются задачи всех образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Используется при организации непрерывно образовательной деятельности, в совместной образовательной деятельности, осуществляемой в режимные моменты, а также в самостоятельной образовательной деятельности. Взаимодействую с родителями, они могут брать книгу домой, для закрепления сенсорного развития у детей.
Эта книга соответствует требованием Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования, она эстетична, доступна, учитывает возраст детей, безопасна.
Применение книги с мягкими страничками позволяет моим малышам достичь в раннем возрасте следующих целевых ориентиров:
1. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
2. Овладевает простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.
3. Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых.
4. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях.
5. Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.
6. Проявляет интерес к стихам, рассматриванию картинки.