Анастасия Вербицкая
Сущность восприятия времени и его развитие у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Слова, характеризующие определенные интервалы времени, примерный возраст человека (мальчик, мужчина, дедушка, а также временные отношения при сравнении возрастов (старше, моложе, у многих детей не входят в активный словарь. Большинство не ориентируется в сутках, значительные затруднения испытывают, определяя время на часах. Представления о том, почему день сменяется ночью, почему чередуются времена года, примитивны: основываются чаще всего на сказочном описании явлений природы.
Публикация «Сущность восприятия времени и его развитие у дошкольников» размещена в разделах
Меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) представляют определенную систему временных эталонов, в которой каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство ребенка с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности.
Минута обозначает 1/60 часть часа, 1/1440 часть суток.
Под часом понимают 1/24 суток. Час - промежуток, когда минутная стрелка проходит целый круг.
Продолжительность одного оборота вокруг своей оси равна суткам. Сутки как мера времени имеет свою определенную количественную характеристику – 24 часа. Сутки принято делить на четыре равные части – утро, день, вечер, ночь.
Неделя - период времени, равный 7 суткам.
Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем связана с суеверным почитанием числа «семь» – по числу видимых небесных тел, дни недели так и определялись: понедельник – день Луны, вторник – Марса, среда – Меркурия, четверг – Юпитера, пятница – Венеры, суббота – Сатурна, воскресенье – Солнца. Происхождение недели связывалось и с четырьмя фазами Луны: первая – от зарождения серпа до формы луны в виде полукруга; вторая – от полукруга до полного круга; третья – от круга вновь к форме полукруга; четвертая – от полукруга вновь к форме серпа. На каждую из этих фаз падает приблизительно 7 дней, что и называлось у славян седмицей или неделей.
Под месяцем понимают период времени продолжительностью от 28 до 31 суток. Это промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли.
Если смена дня и ночи обусловливается вращением Земли вокруг своей оси, то смена времен года определяется вращением Земли вокруг Солнца. Год – это время полного оборота Земли вокруг Солнца, которое равно 365 суткам и 6 часам. Началом года условно считают 0. часов 0 минут 0 секунд 1 января. Год, промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. Различают простой (365 суток) и високосный (366 суток) календарный год. За четыре года составляются лишние сутки, их относят на 29 февраля в так называемые високосные годы.
Отражение в сознании человека объективного времени называется восприятием времени. Однако не существует специального анализатора времени. Поэтому восприятие времени имеет две различные, но взаимно дополняющие друг друга формы отражения:
- непосредственное ощущение длительности, называемое «чувством времени»,
- опосредованная ориентировка во времени, базирующаяся на использовании временных эталонов – принятых в социуме словесных обозначений условно выделенных интервалов времени.
Восприятие времени – это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Специального, самостоятельного анализатора времени не существует, В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения, их динамика. Определенное состояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и у животных вырабатываются условные рефлексы.
Восприятие времени отличается от его измерения. Общепринятым эталоном измерения времени, входящим в международную систему единиц, является секунда. Из секунд складываются минуты, часы, сутки и т. д.
Восприятие времени детьми осложняют такие специфические особенности времени, как непрерывность (любое выделение единиц времени носит условный характер, текучесть (любая единица времени не может быть воспринята одновременно в ее начале и конце, необратимость (невозможность вернуть прошедшее, одномерность (невозможность поменять местами настоящее и будущее).
Отражение времени, подобно общей природе отражения объективной действительности, существует в двух взаимодополняющих друг друга формах: чувственной и логической. Первоначальные формы познания временных отношений возникают в чувственном отражении внешнего мира и составляют ощущения и восприятия. Логическая форма находит свое выражение в понятиях о времени.
Восприятие времени у детей дошкольного возраста вырабатывается сложнее, чем все другие виды восприятий. Самым сложным видом является восприятие длительности явлений.
Употребляемые в речи взрослых людей словесные обозначения временных отношений (сегодня – вчера, сейчас – потом и др.) имеют относительный характер: при тождественности значении этих временных интервалов конкретный момент времени, на который они указывают, непрерывно сдвигается. Достаточно условный характер имеют и общепринятые словесные обозначения временных интервалов (утро – день, зима – весна и др.) : характеризующие их внешние признаки (состояние живой и неживой природы, характер деятельности людей) не являются строго фиксированными. В связи с этим дети дошкольного возраста часто спрашивают у взрослых: «Сегодня уже завтра?», «Сейчас вечер или уже ночь?» и т. п.
Способность определять место одних изменений в системе других (сопоставлять их во времени) формируется лишь к моменту, когда ребенок овладевает интеллектуальными операциями, т. е. к семи годам.
Время не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определением времени или через чередование каких-то постоянных явлений. При этом существенным препятствием на пути становления опосредованного восприятия времени становится условный характер принятых в обществе словесных обозначений временных интервалов и отношений.
Детям дошкольного возраста еще трудно делить время на определенные отрезки, поэтому они не могут более или менее точно воспринимать длительность тех или иных явлений и событий. Время воспринимается ребёнком опосредованно, через конкретные признаки, но и они часто нестабильны, зависят от времени года, состояния погоды. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность детей, деятельность взрослых в различные части суток, через оценку объективных показателей (положение солнца, освещенность, погодные явления). Их восприятие времени также зависит от состояния мотивационно-потребностной и эмоциональной сферы. Некоторые дети к концу дошкольного возраста испытывают затруднения в понимании значения слов, отражающих временные интервалы и временную последовательность.
В течение первых лет жизни у ребёнка из собственного жизненного опыта складываются более или менее определённые представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Именно поэтому первая единица измерения, с которой надо познакомить ребёнка – это сутки. Время суток дети различают по изменению своей деятельности и деятельности взрослых, окружающих их. Самых маленьких детей (до 3-х лет) надо научить различать части суток и называть их.
Дети трех-четырех лет вполне правильно пользуются различными грамматическими категориями, отражающими настоящее, прошедшее и будущее время. Эти грамматические формы заимствуются ими из речи взрослых сначала в порядке подражания, а затем начинают наполняться и некоторым содержанием.
Однако использование грамматических категорий, в которых отражается текучесть времени, еще не свидетельствует о дифференцировке временных понятий.
Дети шести лет уже хорошо знают, что новые сутки начинаются в 12 часов ночи, различают в сутках четыре отрезка: утро, день, вечер, ночь. Представления об этих отрезках связываются с бытом детей в конкретных условиях их жизни. Зная, что одни сутки приходят на смену другим, дети начинают понимать значение слов вчера, сегодня, завтра. У них создается представление о движении времени, о смене одних суток другими. Представления о сменяемости отдельных отрезков времени формируются у детей в порядке накопления их личного опыта
Старший дошкольный возраст можно характеризовать как начальный этап логического, понятийного знания времени. Дети в старшем дошкольном возрасте начинают понимать, что, чем длиннее путь, тем больше времени на него требуется затратить; чем быстрее движение по этому пути, тем скорее дойдешь, значит, меньше затратишь времени.
Менее сложным представляется для детей восприятие последовательности явлений, которое опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, позволяет сформировать у детей представления о настоящем, прошедшем и будущем. Этот вид восприятия проще подкрепляется наглядными примерами, поэтому в детском саду, чаще всего, с помощью серий картин объясняется смена времен года и времени суток.
Таким образом, условно-рефлекторный характер восприятия времени у дошкольников связан как со специфическими особенностями времени : текучесть, необратимость, непрерывность, отсутствие наглядных форм («не видно» и «не слышно», - так и с особенностями детского мышления. Логическая форма отражения времени тесно связана с обобщающей функцией второй сигнальной системы, т. е. со словами.
Поэтому так важно уделять максимум внимания активизации словаря детей, включению в него специальной «временной» терминологии, слов, характеризующих различные периоды, этапы и даже некоторые свойства времен («было», «есть», «будет» — текучесть; «вчера», «сегодня», «завтра» — необратимость и т. д.).