Людмила Круговых
Конспект занятия по дизайну и формированию дизайнерского мышления у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дизайн возник в начале XX в. как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной среды. Дизайн разрабатывает образцы её рационального построения, соответствующие сложному функционированию современного общества. Иногда под дизайном понимают лишь одну из его областей – проектирование эстетических свойств промышленных изделий. Дизайн, однако, решает более широкие социально-технические проблемы – функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде. Дизайн находится в особом отношении ко всем традиционным видам проектирования, разрешая затруднения, которые связаны с внедрением в жизнь конкретных людей и общества в целом новых предметных организаций, создающих неравновесную ситуацию в предметном мире.
Публикация «Конспект занятия по дизайну и формированию дизайнерского мышления у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Слово «дизайн» применяется также для обозначения результата проектной деятельности например, в таких словосочетаниях, как «дизайн вещи», «дизайн автомобиля», причём в данном употреблении оно не всегда связывается с современной практикой и порой означает морфологию предметного мира, создаваемого человеком на разных стадиях развития общества.
Основываясь на анализе различных толкований понятия дизайна, его адаптированное и, главное, удобное для школы определение дала Л. П. Малиновская: «Дизайн – это придумывание и создание человеком красивых, удобных вещей и всего окружения, например, удобной и красивой комнаты, удобного и красивого класса. Дизайнер – это человек, который придумывает и создает красивое и удобное жилье, одежду, машины, даже целые города»
По мнению П. Н. Андрианова, ценностную основу дизайнобразования составляет тот факт, что оно должно базироваться на формировании эстетических отношений. Указанные отношения вытекают из сложной системы отношений человека с окружающими природными и искусственным предметным, технологическим миром и обществом, сложившихся в процессе общественно-исторической практики и включает три диалектически связанные между собой компонента: деятельность, научные знания, общение. Их взаимодействие в эстетическом познавательном процессе формирует эстетическую культуру отношений, эстетический вкус.
Дизайнообразование предполагает [7] : формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях; формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора; подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей; формирование творческого отношения к труду; развитие разносторонних качеств личности и способности профес-сиональной адаптации к изменяющимся социально экономическим условиям.
Таким образом, под дизайном понимают вид деятельности, направленной на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения человека. Дизайнообразование – это путь формирования знаний о закономерностях дизайна и способах их применения через сферу обучения, оно предполагает: формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности; формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт; подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению; формирование творческого отношения к труду; развитие разносторонних качеств личности.
До сих пор в содержании уроков трудового обучения творческая сущность «дизайна» и деятельность направленная на разработку и создание гармоничной окружающей среды подчас искусственно разделяются, отмечает Н. Г. Конышева : на уроках конструирования работа ведется только над конструкцией с сугубо технической точки зрения, а внешние качества изделия, его выразительность при этом фактически не учитываются; на уроках художественной обработки материалов рассматриваются преимущественно те параметры, которые определяют внешний вид изделия, а его функциональные свойства при этом упоми-наются вскользь.
Дизайнерское образование младших школьников немыслимо без формирования дизайнерского мышления. Понятие «дизайнерское мышление» было впервые введено Н. М. Конышевой, по ее мнению оно обусловливает наличие у человека таких оценочных суждений и способов творческой деятельности, которые определяют эстетическое отношение к миру вещей и к окружающей действительности в целом.
Элементарное дизайнерское мышление включает основные структурные компоненты зрелого дизайнерского мышления, но в том виде, который соответствует возрастным возможностям младших школьников. По мнению Л. П. Малиновской, оно формируется через специальную информацию, постановку задач по созданию отдельной среды и поиск способов их реализации.
Это первый, сформированный под руководством учителя, уровень дизайнерского мышления. Его следует отличать от стихийного, неуправляемо сложившегося уровня, формирующегося до начала систематического обучения и зависящего от специальных условий и индивидуальных способностей ребенка.
По мнению И. Ю. Волосатовой, современный урок технологии должен представлять учащимся все изделия только в соответствии с требованиями и правилами дизайна, и это возможно при изучении любой темы курса.
Например, в учебнике для II класса «Чудесная мастерская» эти правила присутствуют даже в такой традиционной теме, как «Симметричное вырезание». Из листочков, вырезанных из бумаги, ученикам предлагается составить картину для какого-либо сказочного героя. В картине можно использовать разный цвет как фона, так и листочков, разную форму элементов, а также разное расположение их в формате листа. Образцы в учебнике показывают, как это разнообразие может существенно менять впечатление от произведения, придавая ему самые различные настроения. Фактически в рамках данной темы второклассники работают с такими средствами дизайна, как форма, линия, цвет, композиция элементов.
Однако речь, по мнению Н. Г. Конышевой, идет не о формальных или узкоспециальных знаниях, а о развитии осмысленного подхода к вещам. Поэтому мы отнюдь не предлагаем им «жонглировать» терминами и не заставляем выполнять формальных упражнений с указанными средствами, как, например, это делают студенты соответствующих вузов или ученики художественных школ.
Подход к работе для младших школьников принципиально иной, отмечает В. Г. Капинос: они сразу учатся применять названные средства в конкретной вещи. При этом постановка задания заставляет учеников использовать именно дизайнерский подход к делу. Учащиеся должны придумать и составить из листочков не любую картинку, какая придет в голову, и не копию образца. Задание имеет четкую цель, но предоставляет свободу для самостоятельного творческого поиска.
Эта задача фактически заставляет ученика учитывать следующее правило дизайна : каждая вещь для чего-то (или кого-то) может подойти, а для кого-то или чего-то не подойдет. Чтобы предмет соответствовал определенной обстановке или понравился определенному хозяину, необходимо тщательно продумать его устройство и внешний вид. При этом существуют, оказывается, определенные средства и правила, соблюдение которых помогает придать вещам тот или иной вид.
Применительно к данной теме ученики как раз и знакомятся с некоторыми специфическими средствами: в учебнике дается информация о том, какую роль в композиции играет симметрия и асимметрия, выбор цвета и т. п. Важно, что вся эта информация дается не в виде отвлеченного правила или специальных сведений, а в самой непосредственной связи с практическим заданием, жизненный смысл которого ребенку абсолютно понятен.
Подобный подход применим и целесообразен практически в каждом задании. Скажем, изготовление упаковки предполагает учет того, для чего именно она предназначена: упаковка должна сочетаться с подарком по форме, размеру, декору. А особенности, например, новогодней открытки обусловлены спецификой этого волшебного и сказочного праздника, который отмечают ночью, потому в такой открытке уместен темно-синий, фиолетовый или даже черный фон, отделка в виде блесток, звезд. Все эти вопросы обязательно обсуждаются с учениками на уроке, ведь подобная беседа создает основу для сознательного творческого выбора собственного решения.
Такая работа постепенно позволяет вырабатывать у школьников правильное отношение к вещам, способность к их адекватной оценке, стремление избегать ненужной вычурности и бессмысленных излишеств, а значит, формирует истинное понимание дизайнерских правил, хороший вкус и привычку к достойной жизни.
Задача внедрения дизайнерского образования в практике школы наиболее успешно может быть решена именно в рамках предмета «технология», так как только на данных уроках изготавливаются вещи, которые обладают какой-то полезной функцией и в то же время должны быть выразительными, красивыми. Дизайнерское образование младших школьников немыслимо без формирования дизайнерского мышления, под которым понимается наличие у человека таких оценочных суждений и способов творческой деятельности, которые определяют эстетическое отношение к миру вещей и к окружающей действительности в целом. Современный урок технологии должен представлять учащимся все изделия только в соответствии с требованиями и правилами дизайна, и это возможно при изучении любой темы курса.
Таким образом, педагогические условия формирования дизайнерского мышления включают : формирование основных понятий дизайна : композиция и формообразование, художественно-конструкторское проектирование, требования дизайна к промышленным изделиям, понятие о цвете и цветосочетаниях; учет правил и требований дизайна : композиционной целостности, выявление всех возможностей материала, учет возможностей цвета уместность украшений на предмете; формирование социально значимых качеств личности: эстетических потребностей и эстетического вкуса, потребностей и способностей к эстетической оценке; использование методов, обеспечивающих личностно-ориентированный, деятельностный подход к учащимся: проблемного, поискового, исследовательского; использование методов по источнику обучения: словесных, наглядных и практических; организация эстетически верной окружающей среды. Использование данных условий будет способствовать достижению основной цели дизайнобразования младших школьников – гармоничное развитие личности учащегося, его приобщение к культурно-историческим достижениям общества а также, создание условий для самореализации.