Татьяна Баранова
Специфика развития мышления и представлений детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мышлением называется процесс отражения в сознании человека общих свойств предметов и явлений, а также связей и отношений между ними. При мышлении человек познает не только внешние особенности предметов и явлений, но и внутренние, скрытые для непосредственного познания с помощью органов чувств. Мышление – сложный по структуре процесс, развиваясь, оно принимает различные формы: наглядно-действенное, наиболее простая форма мышления, формирующаяся в практической деятельности, наглядно-образное и словесно-логическое.
Публикация «Специфика развития мышления и представлений детей дошкольного возраста» размещена в разделах
А. Г. Маклаков пишет, что современная наука выделяет в мышлении детей следующие особенности:
Во-первых, это связь обобщения и действия.
Во-вторых, наглядность, конкретность и опора на единичные факты.
Большинство современных концепций начальный этап мышления отождествляют с обобщением. При этом мышление связано с практикой. В то же время оно основано на опыте, причём, как личном, так и основанном на наблюдении за взрослыми.
Второй этап связан с речью. Слова являются опорой для обобщений. Однако иногда обобщение слов происходит на основе несущественных признаков и становится неверным.
На третьем этапе один предмет называется несколько словесными обозначениями. Это свидетельствует о формировании операции сравнения. Происходит это обычно в 2 года, а уже в 3-4-летнем возрасте на основе процесса сравнения формируются индукция и дедукция.
Для детей дошкольного возраста характерна центрация (сосредоточение) на одной, самой заметной особенности предмета, и пренебрежение в рассуждении остальными его признаками.
Ребенок обычно сосредоточивает внимание на состояниях вещи и не обращает внимание на преобразования (или, если всё же обратит, ему очень трудно понять их, которые переводят её из одного состояния в другое.
Отличительной особенностью познавательной позиции ребенка-дошкольника является эгоцентризм. Этот термин, как и само это понятие, были введены в психологию Ж. Пиаже. Эгоцентризм (от лат. ego— «я»,centrum— «центр круга») - неспособность или нежелание индивида рассматривать иную, нежели его собственную, точку зрения, как заслуживающую внимания. Восприятие своей точки зрения как единственной существующей. Характерным для дошкольного возраста является феномен эгоцентрической речи, то есть речи для себя, не обращенной собеседнику.
Ж. Пиаже рассматривал этап эгоцентрической речи как промежуточный этап между аутическим (индивидуальным) и социализированным мышлением ребенка. Л. С. Выготский предположил, что эгоцентрическая речь, помимо экспрессивной функции, очень легко становится средством мышления ребенка, то есть помогает ребенку осознать ситуацию и разрешить возникшую задачу.
Л. С. Выготский рассматривал речь как средство мышления человека. Мышление совершается в плане внутренней речи, которая по своей функции и по своей структуре существенно отличается от внешней: она не направлена на собеседника, предельно сокращена, она опускает все, находящееся перед глазами, предикативна (то есть в ней преобладают сказуемые и предикаты) и понятна только для себя. Эгоцентрическая речь дошкольника имеет много общего с внутренней речью взрослого человека. Факт исчезновения эгоцентрической речи в школьном возрасте позволяет говорить о том, что после семи лет происходит нe ее отмирание, а ее превращение во внутреннюю речь.