морозова Екатерина Геннадьевна
Сущность и характеристика понятия «сенсомоторика» в психолого-педагогической литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Сухомлинский говорил, что дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Моторное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.
Публикация «Сущность и характеристика понятия „сенсомоторика“ в психолого-педагогической литературе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа психолога в ДОУ
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорика - в переводе с латинского (от лат. sensus «восприятие») - категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. Под сенсорной организацией личности понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие (перцепция).
Моторика – это основа развития всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Роль и участие движения в возникновении ощущений и восприятий очень важна, так как возникающие ассоциации формируют зрительный опыт с опытом тактильно - двигательным.
Сенсомоторное воспитание способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональному благополучию. Под сенсорной организацией личности понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся :
- ощущения;
- восприятие (перцепция).
Ощущение является самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех наших представлений, ощущения дают материал для других, более сложных психических процессов : восприятия, памяти, мышления. Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.
Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур – анализаторов, каждый из которых в свою очередь состоит из трё х частей:
- периферического отдела, называемого рецептором;
- проводящих нервных путей;
- корковых отделов, в которых происходит переработка нервных импульсов.
Восприятие – это сложная познавательная деятельность, включающая в себя целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить. Перцептивные действия делятся на:
- измерительные;
- соизмерительные;
- построительные;
- контрольные;
- корригирующие;
- тонически -регуляторные.
К основным свойствам восприятия, определяющие его сущность относятся :
-предметность;
- целостность;
- структурность;
- осмысленность;
- избирательность;
- константность;
- апперцепция.
К свойствам восприятия, определяющие его продуктивность, относятся объём, скорость, точность, надёжность.
Процесс ощущений – это не отражение того или иного свойства, а сложнейший и активный процесс в деятельности анализаторов, так же ощущения не только несут информацию об отдельные свойства явлений и предметов, но и выполняют активизирующую функцию мозга.
В свою очередь восприятие, являясь чувственным этапом познания, связано с мышлением и имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения. Таким образом, ощущение и восприятие человека – это необходимые предпосылки и условия его жизни и практической деятельности.
Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.
Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, А. В. Запорожец, и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Сенсомоторика (от лат. sensus - чувство, ощущение и motor - двигатель) - взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности. Целью сенсомоторной деятельности детей раннего возраста является обеспечение условий для развития сенсомоторных способностей детей.
Задачи сенсомоторного развития :
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие координации движения кистей рук;
- формирование представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
- активизация сенсорного восприятия, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса.
Именно ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Таким образом, значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.