Елена Жигалова
Ступени педагогического мастерства
▼ Скачать + Заказать документы
Ступени педагогического мастерства.
Жигалова Елена Владимировна.
Старший воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образования «Семицветик» муниципального образования «Кезский район»
427580. Поселок Кез, Удмуртская Республика.
Аннотация: В статье предложены и охарактеризованы пути становления педагогического мастерства молодого педагога, рассмотрены совокупности профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности, подчёркивается важность совершенствования педагогического мастерства. Так же анализируются результаты целенаправленной работы клуба молодого педагога, который способствует качественному изменению образовательного процесса в учреждении, росту профессиональной компетентности педагогов и имиджа ДОУ.
Публикация «Ступени педагогического мастерства» размещена в разделах
Ключевые слова: Ступени педагогического мастерства, клуб молодого педагога.
Педагогический деятель Василий Александрович Сухомлинский в своих работах писал «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника». Мне хочется перефразировать его высказывание и добавить «Верьте в талант и творческие силы каждого начинающего молодого педагога и тогда появятся творческие воспитанники!». Прошло то время когда в детские сады принимались случайные люди. В мир новых идей и технологий требования к образованию педагогического коллектива на данный момент очень высокие. «Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни» (Е. И. Рерих). Важное место, в современном мире образовательного процесса, занимает вопрос формирования педагогического мастерства. Становление молодого педагога как всесторонне развитой личности - процесс сложный и требующий от руководителя и старшего воспитателя (методиста) не только своих глубоких знаний, разнообразных способностей и творческого подхода, но и постоянного самосовершенствования всех участников образовательного процесса. Педагогическое мастерство наставника в данном случае старшего воспитателя, предполагает наличие личных определённых качеств - эрудиции, креативности, способности предвидеть и проектировать, мобильность использования различных технологий и индивидуально-оригинального стиля деятельности, отличающегося целесообразностью, которые характеризуют его как компетентную личность. Молодой начинающий педагог достигает мастерства через несколько лет работы. Ускорить процесс достижения педагогического мастерства возможно лишь при правильном выборе будущего педагога своей профессии, а также при овладении системой необходимых знаний, навыков, умений, формирование профессионально важных качеств, способностей и, самое главное, готовности к педагогической деятельности. Всё это и есть пути формирования педагогического мастерства.
Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое несет большую смысловую нагрузку. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к само совершенству, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности. На наш взгляд педагогическое мастерство – это искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу-воспитателю, это высокий уровень профессиональной деятельности, требующий постоянного совершенствования, саморазвития, основывающийся на взаимосвязи и взаимозависимости теоретических и практических знаний, умений и навыков, владении педагогической технологией, выражающей личность педагога в целом, его творческий опыт. Важным фактором улучшения качества их деятельности является компетентная методическая работа, организованная старшим воспитателем, курирующим работу педагогов по всем направлениям образовательной деятельности.
Современный начинающий педагог должен быть готов к профессиональному росту, к поиску оптимальных способов качественной и творческой деятельности. Как пройти путь от новичка до мастера? Как происходит становление мастерства? Через какие этапы необходимо пройти педагогу от вступления в профессию до создания им авторских разработок? Ответом на этот вопрос является система методической работы старшего воспитателя по профессиональному развитию начинающего педагога под названием «Ступеньки к педагогическому мастерству». Постановка такой проблемы, как разработка и внедрение данной деятельности с молодыми педагогами, направленна на создание условий для компетентного роста, развитие профессионально значимой мотивации у молодых педагогов дошкольного учреждения и является своевременной и актуальной в ДОУ.
В 2013 году в небольшом поселке Кез Удмуртской Республики в рамках программы социально – экономического развития «Детские сады детям» открылся новый красивый детский сад по проекту на 190 мест. С открытием детского сада в коллектив поступило 56 сотрудников, из них 24 педагога, в том числе 12 молодых педагогов в возрасте до 25 лет, что составило 48%, 8 педагогов пришли сразу со студенческой скамьи. Становление дружного сплоченного коллектива шло постепенно. С осени 2013 года начался новый этап в методической жизни старшего воспитателя, создание и формирование нового молодого педагогического коллектива. В совершенно новом коллективе, где сотрудники еще мало знакомы друг с другом возникает проблема. Как помочь адаптироваться в коллективе? Какие использовать формы работы для повышения уровня профессиональной компетентности? Как и чем, мотивировать сотрудников для дальнейшего педагогического развития? Велся поиск и выбор традиционных и инновационных форм для мотивации к ответственной работе молодых специалистов. Когда создается команда квалифицированных единомышленников, есть убеждения, что не каждый молодой педагог может дойти до выбранной ранее им цели и что путь молодого педагога к профессиональному мастерству будет не легок. Особенностью труда начинающих педагогов-воспитателей является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречную работу и педагогический профессионализм. Первоочередной обязанностью старшего воспитателя было сориентировать молодого педагога на принятие и овладение передовыми методами и приемами работы, на регулярное и систематическое пополнение своих академических знаний, выработка желания постигать секреты воспитания. Так же стало очень важно дружелюбно встретить и принять молодого специалиста в еще не сформировавшийся коллектив, помочь «войти» в профессию и главное полюбить ее и не разочароваться в выборе. Воспитатели, особенно молодые, испытывает на тот момент потребность в своевременной, справедливой оценке своего труда. В первые месяцы работы стало изучение поиска творческого потенциала коллектива, анализ педагогического статуса, выявление различных затруднений, которые испытывают начинающие воспитатели в ходе организации воспитательно–образовательного процесса. Анализ анкет, диагностических эссе-коллажей, ведение документации воспитателя, бесед, показал, что молодые специалисты в первые годы своей профессиональной деятельности имеют недостаточный опыт общения и работы с детьми, с трудом применяют полученные теоретические знания на практике, имеют слабую мотивацию педагогического труда, неудовлетворенность заработной платой, потребность в собственном жилье и даже переоценивание своих возможностей. В основе такой работы лежит концепция профессионально-личностного развития и саморазвития молодого педагога, способного выходить за пределы устоявшихся стандартов деятельности, самостоятельно осуществлять инновационные процессы творчества в широком смысле.
По результатам анализа первого этапа формирования педагогического коллектива возникает необходимость открытия «Клуба Молодого Педагога». Разрабатывается Положение о Клубе, продумывается свой логотип, планируются ряд организационных и методических мероприятий. Прописывается цикл передовых мастер- классов для повышения компетенции молодого педагога. Анализируется мониторинг потребностей в курсах повышения квалификации. В локальных актах Положение о стимулировании прописывается материальная поддержка для молодых педагогов. Ведется работа по взаимосвязи с Администрацией муниципального образования, на постановку в очередь жилья для молодых специалистов, прорабатывается индивидуальный маршрут.
Данная работа клуба предусматривает профессиональную помощь молодым педагогам в выборе своего педагогического подчерка и основывается на выборе форм для саморазвития и самореализации личности педагога, создание условий для профессионального роста от уровня педагогической умелости до создания авторской методической системы.
В основе работы «Ступеньки педагогического мастерства» в рамках «Клуба молодого педагога» заложен поэтапный принцип профессионального роста педагога. В свою очередь работа Клуба Молодого Педагога, была рассчитана на 5 лет. Процесс повышения профессионализма молодых специалистов строился с учетом индивидуальных особенностей, уровня базового образования, уровня профессиональной потребности педагога.
Поставленные задачи перед старшим воспитателем решались с учетом того, что в своем профессиональном становлении молодой специалист проходит в несколько этапов, поднимаясь выше на каждую ступень педагогического мастерства.
1 год - этап адаптационный, 1 ступень «Педагогическая умелость». Работа проводится под девизом «не ошибается лишь тот, кто ничего не делает». Целью данной ступени является закрепление полученных знаний педагогики, психологии на практике, овладение педагогическими технологиями. Важное значение на данном этапе – это профессиональное самообразование и самовоспитание. Стоит отметить, что не самообразование, не самовоспитание невозможно, пока сам молодой педагог не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, пока не поймёт недостаточность своего педагогического мастерства. Перед тем как приступить к работе над собой, молодой педагог должен проанализировать свою деятельность за определённый период времени, собрать рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Молодой воспитатель несколько дней под руководством старшего воспитателя проходит стажировку у закрепленного опытного коллеги. За это время, молодой воспитатель знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, адаптируется в режимных моментах группы, учится писать, заполнять документацию и т. д. Все возникшие вопросы обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего воспитателя. Выявив свои педагогические недочёты и упущения, рекомендуется составить план работы над собой:
план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум на день, неделю или месяц. Адаптация молодого воспитателя во многом зависит от психологического климата в ДОУ, стиля управления, профессиональной личностной зрелости каждого педагога, условий труда и т. д. Для этого старший воспитатель поддерживает педагога эмоционально, предупреждает конфликты, укрепляет веру в себя, проводит анкетирование, тренинги, презентации, эссе, коллажи «Мой внутренний мир», индивидуальные консультации, имитации проблемных вопросов в жизни воспитателя, творческие рассказы о первых днях и неделях работы воспитателем, знакомит с нормативными документами, учит правильно оформлять рабочую документацию воспитателя.
2 год проживается под девизом «Не бойтесь ошибаться, а бойтесь повторять ошибки». Цель данной ступени под названием «Создание педагогического мастерства», является способствование продуцирования, модернизирование и видоизменение новых идей и принципов. На этом этапе через консультации, семинары, идет поиск лучших и результативных методов и приемов для работы с детьми. Посещение открытых занятий и мастер – классов коллег, ведется знакомство и сравнение с опытом работы коллег других дошкольных учреждений, что дает положительный результат в согласованности эффективных методических приемов, оригинальности их сочетания в целостной системе педагогической работы в ДОУ. Проводится анализ и самоанализ, идет поиск своего стиля в работе. На формирование готовности работника к выполнению более сложных задач используется всеми знакомая форма как повышение квалификации направленной на совершенствование профессионального труда. Основная цель повышения квалификации педагога состоит в том, чтобы установить соответствие между уровнем их готовности к реализации задач, стоящих перед образовательным учреждением, постоянно растущими социальными требованиями к его личности и деятельности, и уровнем современных научных знаний, составляющих основу управленческих процессов в системе образования. Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Если педагог занимает активную позицию и стремится к дополнительному образованию, то рост его профессионального мастерства идёт более интенсивно.
Следующая ступень педагогического мастерства, которая называется «Творчество и готовность к созданию авторских педагогических технологий» к 3 году работы педагога складывается своя система работы, появляются традиционные формы, методы и приемы, выявляются инициативные педагоги, которые активно входят в работу творческой группы детского сада. На этом этапе работы уделяется большое внимание групповым дискуссиям и самоанализу своей педагогической деятельности, появляться свои, но еще робкие авторские разработки дидактические игры и презентации. С целью овладения педагогическими технологиями, внедряется инновационная форма работы старшего воспитателя, как посещение занятий с последующим видео анализом, где сам педагог может выявить и проанализировать свои ошибки и недочеты. Для решения конкретных педагогических задач внедрятся элементы кейс-технологии, где активно решаются педагогические задачи с учетом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности, изучаются изменения в нормативных документах. На семинарах – практикумах для организации коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения используются приемы «мозгового штурма». Входит в традицию по окончанию учебного процесса использовать активную форму в виде педагогических Квест- игр по знаниям и умениям во всех образовательных областям.
Следующая ступень деятельности называется «Индивидуальный стиль педагога, новаторство» На 4 этапе, а это запланированные 4 и 5 год работы Клуба молодого педагога, появляется положительные результаты в саморазвитии и совершенствовании молодых педагогов. Выявляется свой индивидуальный стиль педагогической деятельности, обобщается свой небольшой опыт работы на муниципальном и республиканском и на всероссийском уровне. Совместно старшим воспитателем и педагогами продолжается работа по разработке индивидуальных проектов. Умело используются технологические карты занятий и диагностические материалы. Создаются педагогические системы, состоящей из индивидуальной воспитательной и методической работы. Формируется совокупность индивидуальных приемов, средств, форм, методов оптимальных для индивидуального стиля деятельности педагога. На данном этапе становление педагогического мастерства является участие в конкурсах профессионального мастерства - как мотивация к дальнейшему профессиональному росту. Конкурс всегда предоставляет возможность обогатить свой опыт и поделиться собственными ценными находками и достижениями в области профессионального мастерства, открыть в себе глубину творческих способностей. Педагогическое мастерство в профессиональных конкурсах оттачивается и является высшим уровнем педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве преподавателя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Трансляция собственного педагогического опыта. Участие в профессиональных конкурсах дает педагогу возможность : изучить опыт коллег, реализовать свой творческий потенциал, развить собственные способности, установить новые контакты на профессиональном уровне, повысить авторитет в педагогическом коллективе. Молодые педагоги становятся активными участниками на методических семинарах, так педагог имеет возможность не только ознакомиться с опытом опытных коллег, но и поделиться своими приобретенными навыками и умениями. Это даёт ему возможность расширить свой творческий кругозор и привнести в свою деятельность что-то новое. Передача накопленных знаний это своеобразный момент рефлексии. Педагог систематизирует свой опыт и знания, выделяет главные аспекты, в результате чего получается качественно новый продукт – статья, разработка, программа. Таким образом, передавая свой педагогический опыт, педагог не только зарабатывает педагогический авторитет, но и обновляет имеющиеся знания.
Все эти пути ступени взаимосвязаны, ими нужно пользоваться регулярно, непрерывно, целенаправленно. Не стоит забывать, что не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.
По истечению времени 5 лет работы, уже можно говорить о результатах работы всего коллектива на данном этапе. Разнообразные формы работы с молодыми педагогами способствуют развитию познавательного интереса к выбранной профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост их профессиональной значимости. Ежегодно более 80% от общего количества педагогов проходят курсы повышения квалификации. Одним из показателей продуктивной работы КМП является статистика результатов аттестации молодых педагогов. Аттестация даёт педагогу дополнительную мотивацию совершенствоваться в своём педагогическом мастерстве. Ведь известно, что именно мотивация призвана повышать качество работы, результативность, уровень предоставляемых услуг, улучшать микроклимат в учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение и, в конечном счете, предотвращать отток педагогов. Так по истечению 5 лет из 12 молодых педагогов МБДОУ «Семицветик» МО Кезский район имеют высшую квалификационную категорию – 1 (8%, первую квалификационную категорию -6 педагогов (50%). Соответствие занимаемой должности -5 (42%).
Молодые, но уже опытные педагоги постоянные участники районных конкурсов, семинаров, выступают в республиканских конференциях, так, же участники и победители республиканского, российского и международного уровня. Есть публикации статей во всероссийских журналах «Логопед», «Инструктор по физической культуре».
Педагогический рост старшего воспитателя в управлении и формировании молодого коллектива педагогов набирается опыта вместе со своими молодыми педагогами. Участие на конференциях и выступление на семинарах старшего воспитателя на всероссийском и республиканском уровне является примером для молодых педагогов. А инновационная деятельность старшего воспитателя помогает педагогам не застаиваться на месте, искать новые пути и решения старых вопросов и проблем. Знакомство с новыми технологиями помогает преподавателю сделать проводимые занятия более разнообразными и интересными.
Смело можно утверждать, что в нашем коллективе, где идет опора на становление педагогической личности воспитателя, сочетается высокая требовательность, дух высокой ответственности, дружеская взаимопомощь, творческая инициатива и доверие. В таких условиях начинающий воспитатель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив. Заслуженная похвала поднимает настроение, стимулирует деятельность, вселяет уверенность, повышает интерес к делу. На протяжении 5 лет МБДОУ «Семицветик» является лучшим ДОУ на муниципальном уровне, и имеет реестр лучших детских садов России. И мы считаем это заслуга творческих, активных, дружных педагогов и сплоченного коллектива единомышленников.
Анализируя проделанную работу, как старшего воспитателя были сделаны выводы, что профессиональные качества во многом зависят от индивидуальности воспитателя, особенностей его характера, темперамента. Имея такой опыт в становлении и формировании молодого коллектива, можно сказать, что талантливых педагогов не много, но это не страшно, ведь остальные — это мастера, сумевшие хорошо овладеть приемами обучения и воспитания, благодаря системному обучению. Таким образом, для молодых педагогов созданы условия для повышения профессиональной компетентности молодых специалистов, что позволило им быстро адаптироваться к работе в ДОУ, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему саморазвитию, раскрыть свою индивидуальность. Так же нужно понимать, что высшая ступень педагогического мастерства еще не достигнута, следовательно, есть новые цели и задачи для движения вверх «Чем выше, и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. (Е. И. Рерих).
Используемая литература.
1. Азаров, Ю. П. Тайны педагогического мастерства, М. : МПСИ, 2010.
2. Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М. 2007.
3. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М. 2004.
4. Белая К. Ю., Третьяков П. И. Дошкольное образовательное учреждение: управление педагогическим процессом по результатам, М. 2010.
5. Васильева А. И., Бахтурина Л. А., Кобитина И. И. Старший воспитатель детского сада. М. 1990.
6. Голицина Н. С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М. 2004.
7. Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2007. № 2,3,4-2004.
8. Лосев П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ. М. 2005 г
9. Майер А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ, М., 2008.
10. Неудахина, Н. А. Основы педагогического мастерства. Барнаул: АлтГТУ, 2012.