надежда пермякова
Конспект занятия по ПДД для воспитанников с ОВЗ I ступени «Я пассажир»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Содействовать развитию новой социальной роли младшего школьника как участника дорожного движения
Задачи: - Формировать знания об основных правах и обязанностях пассажиров общественного транспорта; знакомить с элементарными правилами поведения в салоне;
- коррекция логического мышления на основе выполнения упражнений через развитие умения самостоятельного принятие решения;
- прививать навыки культурного отношения к участникам движения в общественном транспорте.
Ожидаемые БУД (базовые учебные действия):
Публикация «Конспект занятия по ПДД для воспитанников с ОВЗ I ступени „Я пассажир“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Личностные: уметь оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные: определять цели учебной деятельности.
Познавательные: уметь извлекать информацию из текста и иллюстраций, на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, умение слушать и понимать других.
Оборудование: фонограмма «Чей это голос?», раздаточные карточки с заданиями, чемодан, смайлики, сантиметровая лента.
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть, и очень хочу работать с вами. Посмотрите друг на друга, и улыбнитесь своему товарищу. Вот мы и зарядились хорошей энергией на всё занятие. Сегодня на занятии мы отправляемся в гости к царю всех дорог. Отгадайте как его называют.
Есть у этого царя,
Вам секрет открою сразу,
Три сокровища, не зря
Бережет их пуще глаза.
Три заветные вещицы
Три заветных огонька –
Красный, желтый и зеленый
И без них ему нельзя!
Дети. Светофор.
Воспитатель. Представляете, ребята, улицы, по которым мы ходим умеют «разговаривать». Как вы думаете, чем могут «разговаривать» улицы?
Дети. Дорожными знаками, шумом машин.
Воспитатель. Верно. У каждой машины есть свой голос. Пожалуйста, послушайте фонограмму «Чей это голос?» (дети слушают фонограмму нескольких видов транспортных средств и отгадывают)
- Всем, кто находится на улицах города управляет дорожный царь - светофор. Прежде чем попасть к нему в гости, давайте зажжём его сигналы. На карточках со светофорами раскрасьте его заветные огоньки.
Дети раскрашивают сигналы светофора.
Воспитатель. Назовите три заветных сигнала у светофора.
Дети. Сигналы светофора: красный сигнал, желтый сигнал и зеленый сигнал.
Воспитатель. Много бед таит дорога!
Надо помнить очень строго
Все сигналы светофора:
Красный свет-проезда нет,
Жёлтый-будь готов к пути,
А зелёный свет - кати!
Эти правила на "пять"
Каждый должен чётко знать!
Помни их и не забудь -
Игра «Перейди улицу».
Оборудование: Два картонных кружка. Один: зеленый с одной стороны и желтый с другой. Другой кружок: красный с одной стороны и желтый с другой.
Условия игры: Дети делятся на две команды. Команды становятся у проведенных параллельных линий - это улица. Ведущий дает взмах зеленым кружком, игроки делают 1 шаг вперед, красным – шаг назад, желтым – стоят на месте. Ведущий чередует цвета. Если взмахнул 2 раза, игроки делают 2 шага. Те, кто ошибается, выбывает из игры. Побеждает команда, игрок, которой первым перейдет улицу.
Воспитатель. Молодцы! Ребята, а как называют людей, которые участвуют в дорожном движении.
Дети. Водители, пешеходы, пассажиры.
Воспитатель. А сейчас попробуйте определить в качестве кого из участников дорожного движения мы отправимся к царю дорог.
Заходи смелей в трамвай –
и билетик получай,
и в метро, и в самолете
ты – в особенном почете,
можешь весь объехать мир,
ведь теперь ты – !
Дети. Пассажир.
Воспитатель. Верно. Мы с вами сегодня пассажиры. Постарайтесь определить цели и задачи нашего занятия. О чём бы вы хотели поговорить? Какие вопросы мы должны решить?
Дети. Как вести себя в транспорте? Что нужно знать пассажиру? Что должен соблюдать каждый пассажир и т. п.
Воспитатель. Молодцы, вы верно сформулировали вопросы для обсуждения. Вспомните и скажите, пожалуйста, что означают слова «права» и «обязанности»?
Дети. Права - это то, чем человек может обладать, а обязанности - это то, что он должен соблюдать, то, чему человек должен следовать; т. е. определенные правила.
Воспитатель. Верно, а наш дорожный царь установил свои права и обязанности пассажира, которые мы сегодня должны выяснить и запомнить. Давайте определим, с чего же начинается любая поездка в общественном транспорте, каковы наши действия пассажиров?
Коррекционное задание: установите последовательность действий пассажира, выбрав правильные варианты ответов. В результате, должно получиться ключевое слово, найдите его (по мере установления порядка, на экране появляются буквы ключевого слова).
«Б» - жди транспорта в установленных местах.
«Д» - жди транспорта недалеко от остановки.
«Е» - на остановке пассажиры должны сначала войти, а потом выйти.
«И» - на остановке пассажиры должны сначала выйти, а потом войти.
«Л» - войдя в салон, оплати проезд или предъяви проездной билет.
«К» - оплати проезд или предъяви проездной билет при выходе из транспорта.
«Е» - уступай место пожилым, инвалидам, малышам.
«У» - уступай место тому, кто об этом попросит.
«Р» - во время остановки продвигайся к выходу.
«Т» - продвигайся к выходу заранее.
Воспитатель. Прочитайте слово, которое у нас получилось.
Дети. Получилось слово - «билет».
Воспитатель. Что обязан сделать пассажир, при поездке в общественном транспорте?
Дети. Пассажир обязан купить билет.
Воспитатель. Должен ли пассажир ждать прихода кондуктора?
Дети. Нет, пассажир сам обязан его купить.
Воспитатель. Верно, иначе пассажир, который не оплатил свой проезд до следующей остановки на момент проверки контролером будет считаться безбилетным.
Сюжетно-ролевая игра: в роли кондуктора выступает воспитанник, который по просьбе пассажира (другого воспитанника) выдаёт билет, на котором имеются цифры, обозначающие порядковый номер и вопросы от дорожного царя с предложенными вариантами ответов.
Воспитатель. Как долго пассажир должен сохранять билет?
Дети. До конца поездки.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на экран, кого вы видите?
Дети. Это заяц.
Воспитатель. Почему именно с зайцем сравнивают безбилетного пассажира?
Дети дают свои ответы.
Воспитатель. Верно, безбилетного пассажира сравнивают с зайцем, потому что он испытывает такие чувства, как боязливость, опасение, страх. Кого же боится безбилетный пассажир? Почему его «душа уходит в пятки», как у зайца? Чем это вызвано? Что мы посоветуем нашему персонажу?
Дети предлагают свои варианты ответов.
Воспитатель. Ребята, находясь в салоне транспортного средства, у каждого пассажира есть право провоза ручной клади - багажа (словарная работа). Что представляет из себя ручная кладь?
Дети дают свои ответы.
Воспитатель. В общественном транспорте бесплатно можно перевозить: ручной багаж, если сумма его размеров (высота, длина, ширина) не превышает 300 см или длина не превышает 120 см.
Практическая часть. Измерение предметов багажа, допустимого в общественном транспорте.
Воспитатель. Кроме багажа, у пассажира есть право бесплатно провозить маленьких питомцев. Кто же это?
Дети отвечают.
Воспитатель. Ребята, в общественном транспорте разрешается перевозить бесплатно животных, если они перевозятся в качестве ручного багажа, т. е. в приспособленном для этого контейнере или сумке.
Воспитатель. Ребята, а как быть пассажиру, если у него есть большая охотничья или служебная собака?
Дети. За них следует оплачивать проезд и обязательно наличие намордника и поводка. Воспитатель. Верно, и перевозить их следует на задней площадке. А кто скажет, что запрещается перевозить в общественном транспорте?
Дети предлагают свои варианты ответов.
Воспитатель. Пассажиру запрещается перевозить ручной багаж, который может представлять угрозу для безопасности, здоровья пассажиров или водителя общественного транспорта или значительно влиять на комфорт пассажиров или водителя общественного транспорта; пачкающие или дурно пахнущие предметы.
Воспитатель. А сейчас дорожный царь предлагает вам выполнить физминутку.
Физминутка
- Предлагаю поиграть в игру «Светофор». Если я покажу красный сигнал, вы приседаете, если желтый сигнал – хлопаете в ладоши, если зеленый – маршируете.
Практическая часть. Ребята, став пассажирами вы, в первую очередь, получили билеты. В течение пяти минут дорожный царь предлагает вам ответить на свой билет или разрешить предложенную ситуацию.
Билет №1. У мамы трое детей: старшей дочери 16 лет, средняя в два раза младше, а сын на три года меньше, чем средняя дочь. Кого из них ты имеешь право провезти бесплатно в транспорте?
Билет №2. Тебе нужно помочь бабушке отвезти на дачу сторожевого пса. Как ты это сделаешь в салоне общественного транспорта?
- спрячешь в сумку;
- наденешь поводок и войдешь с ним на заднюю площадку;
- завернешь в платок и будешь держать его на руках;
- другие варианты.
Билет №3. Во время поездки в автобусе у тебя появились вопросы к водителю по поводу маршрута движения. Можно ли спросить его, вежливо извинившись, во время движения?
Билет №4. Доехав до конечной остановки, ты должен:
- покинуть салон транспорта;
- поехать дальше, т. к. ты проспал свою остановку;
- остаться в салоне, потому что у тебя проездной билет, и ты можешь покататься.
Билет №5. Ты переезжаешь в другую квартиру. Что из перечисленного ты можешь провезти в салоне общественного транспорта бесплатно: детскую коляску, ковер, чемодан, санки, гитару, кресло.
Билет №6. Какова сумма штрафа за безбилетный проезд?
- 20 руб.
- 50 руб.
- 100 руб.
- другая
Билет №7. Кому следует оплачивать штраф?
- водителю
- кондуктору
- контролеру
- по квитанции в отделении Сбербанка?
Билет №8. Первые шесть сидений в салоне общественного транспорта предназначены
- для инвалидов, женщин с маленькими детьми
- депутатов
-пожилых людей, почетных граждан города
- милиционеров, работников суда.
Воспитатель. Мы выяснили, что у пассажиров много прав и обязанностей, которые они должны соблюдать, ведь от этого зависит безопасность людей. Войдя в салон, человек думает не только о себе, но и о тех, кто его окружает. Сейчас, я предлагаю выполнить ещё одно задание от дорожного царя.
Разбор ситуации.
Коля считает себя культурным пассажиром. Он прекрасно знает все права и обязанности и всегда старается научить других вот и сегодня, когда ребята, собравшись в музей, сели в автобус, мальчик очень старался.
- Покупаем все билеты.
- Саша, уступи место бабушке.
- Валя, не видишь, женщина с ребёнком стоит?
- Дяденька, а ваш хомяк случайно не болен?
- Миша, не толкайся.
- Галя, в автобусе надо говорить шёпотом.
Всем Коля постарался дать совет и ждал похвалы от Марии Ивановны, но та почему-то всё больше и больше хмурилась.
Дети высказывают свои мнения.
Воспитатель. Таким образом мы можем сделать вывод, что культурный пассажир тот, кто не только знает права и обязанности, но и сам их обязательно выполняет. А я предлагаю выполнить вам следующее задание: на листочках у вас дан список прав и обязанностей пассажиров, I вариант подчеркните только то, что разрешается, а II вариант - только то, что запрещается делать в общественном транспорте:
- провозить бесплатно детей в возрасте не старше 7 лет;
- высовываться из окон, ставить детей на сидения;
- бесплатно провозить багаж не более 1 места, размер которого не превышает 120 см;
- курить и находиться в салоне в нетрезвом состоянии;
- пассажиры предъявляют проездной или контрольный билет по первому требованию;
- допускается провоз животных и птиц в клетках или корзинах;
- обеспечивать целостность и сохранность своего багажа;
- громко кричать и толкаться;
- провозить на задней площадке служебных или охотничьих собак в намордниках и при наличии поводка за плату.
Проверка по цепочке.
Воспитатель. Молодцы! Наша встреча заканчивается, и я ещё раз хочу сказать, что каждый пассажир должен помнить о своей безопасности и тех, кто рядом с ним; стараться проявлять внимание и предупредительность по отношению к окружающим. От этого зависит наше настроение и настроение окружающих. Мои пожелания вам - следуйте тем правилам, о которых мы сегодня с вами беседовали. Сейчас кондуктор Таня раздаст вам смайлики, где вы отметите свои впечатления о нашем занятии. Раскрасьте:
- красным цветом, если вы считаете, что вы все запомнили отлично;
- зелёным цветом, если вы считаете, что, запомнили не все;
- желтым цветом, если вы допустили ошибки.
- А сейчас покажите, какого цвета кружок вы нарисовали. Я вижу, в основном красные смайлики, значит наше занятие вам понравилось и было полезно. Очень рада такому результату. До следующей встречи, благодарю всех за участие!