Елена Кухаренко
Программа для работы с дошкольниками «Тико-моделирование»
▼ Скачать
Направленность программы – техническая. Программа направлена на развитие научно-технического творчества, логико-математического мышления у детей дошкольного возраста и формирование предпосылок профессионального самоопределения детей в инженерно-технической сфере. Программа предоставляет возможность отработать образовательные задачи и технологии продуктивного мышления и технических способностей детей уже на базовой, первой ступени образования в дошкольном образовательном учреждении.
Публикация «Программа для работы с дошкольниками „Тико-моделирование“» размещена в разделах
Актуальность программы Данная программа является актуальной на сегодняшний день, так как в настоящее время наше государство испытывает огромный дефицит инженерно-технических работников и квалифицированных кадров. Развитие производства, приумножение достижений в науке и технике возможны лишь при условии раннего развития творческих технических способностей у детей, создания необходимых условий для их творческого роста. Предоставление услуг по дополнительному образованию детей технической направленности может способствовать этому. Известно, что дошкольный период детства является важным сенситивным периодом для развития ребенка, усвоения им правил взрослой жизни и овладения разными видами деятельности. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых форм умозаключений, переход от практического умозаключения к логическому, развитие внимания, восприятия и памяти. В процессе игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в качестве основной содержательной базы в программе предлагается формирование у дошкольников элементарных знаний и представлений из области геометрии. Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования у дошкольников пространственного и логического мышления. Несмотря на то, что многие образовательные программы дошкольного образования (Н. Е. Вераксы «От рождения до школы», «Развитие» разработана сотрудниками учебного центра Л. А. Венгера., «Радуга» научный руководитель программы Е. В, Соловьева) содержат раздел «Конструирование», однако прописанная в них деятельность, основывается на моделировании из бумаги, картона или природного материала. Программа «ТИКО-мастера» обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию, основанную на практической работе с конструктором для объемного моделирования ТИКО. Методика работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира.
Цель формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством геометрического моделирования.
Задачи:
Обучающие
• Формирование представлений о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах.
• Создать условия для овладения основами ТИКО – конструирования на основе предметно-преобразующей деятельности;
• Формирование у детей осознанного стремления к получению образования по инженерным специальностям и рабочим профессиям
Развивающие
• Развитие познавательных мотивов, интереса к техническому творчеству на основе взаимосвязи технических знаний с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
• Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
• Развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
• Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;
• Содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы
Воспитательные
• формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Программа основывается на следующих принципах:
• Систематичность: принцип систематичности реализуется через структуру программы, а также в логике построения каждого конкретного занятия.
• Принцип проблемного обучения: в ходе обучения перед воспитанниками ставятся задачи различной степени сложности, результатом решения которых является модель, что способствует у детей таких качеств как индивидуальность, инициативность, самостоятельность.
• Поддержка инициативы детей в продуктивной творческой деятельности.
• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
Обучающие
• обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;
• изучение и конструирование различных видов многоугольников;
• обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
• обучение различным видам конструирования.
• знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов.
Развивающие
• развитие комбинаторных способностей;
• совершенствование навыков классификации;
• развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
Воспитывающие
• воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке). Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.
Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
Обучающие
• выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
• изучение и конструирование предметов окружающего мира, на основе различных видов многогранников;
• исследование «объема» многогранников.
Развивающие
• формирование целостного восприятия предмета;
• развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
Воспитывающие
• развитие умения сотрудничать, договариваться друг с другом в процессе организации и проведения совместных конструкторских проектов.
В ходе освоения дошкольниками каждого модуля программы возможно достижение предметных результатов в области математических знаний и знаний предметов окружающего мира.
Ожидаемый результат: (5 – 6 лет)
По окончании
По окончании дети должны знать:
• различные виды призм и пирамид;
• числа от 1 до 10.
По окончании дети должны уметь:
• сравнивать и классифицировать многоугольники по 2 - 3 свойствам;
• ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»;
• считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до 10);
• конструировать фигуры по образцу, по контурной схеме, по словесной инструкции и по собственному замыслу.