Ольга Крошухина
Структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Что значит взаимодействие педагогов с родителями?
Для того, чтобы точно ответить на этот вопрос обратимся к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова:
Взаимодействие :
1. Взаимная связь двух явлений.
2. Взаимная поддержка.
Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с родителями основано на структурно-функциональной модели, практическая разработка которой была осуществлена педагогическими коллективами города Новоуральска Свердловской области.
Публикация «Структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах
Структурно-функциональная модель условно состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.
Но большинство пособий, посвященных инновационным формам работы с семьей выделяет несколько дополнительных блоков. Мы с вами постараемся объединить и рассмотреть все из предлагаемых вариантов.
I. Диагностический блок (в Новоуральске – это часть информационно-аналитического блока) предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, изучение педагогических установок родителей, а также выявление готовности семей ответить на запросы дошкольного учреждения.
Задачи: выявление воспитательно-образовательных потребностей населения, уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольника, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Эти задачи определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов.
К методам работы, применяемым на этом этапе относятся: опрос, анкетирование, партонаж, интервью, наблюдение, беседы, тестирование, создание педагогических ситуаций, анализ детских рисунков, рассказов на заданную тему, сочинение родителей о ребенке, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.
II. Рекламный блок.
Задачи: пропаганда и популяризация российского дошкольного образования, охват максимального числа детей общественным дошкольным воспитанием.
Рекламный блок может включать в себя: рекламные буклеты, листовки, публикации, стенды для родителей (такие как «Наши успехи» (где размещены грамоты, дипломы, благодарности, «Наши педагоги», «Все программы хороши - выбирай на вкус», «Наша группа», презентации, горячие линии, экскурсии по детскому саду, проведение дня открытых дверей, просмотр открытых занятий, создание сайтов в интернете, размещение рекламных объявлений в печати, на телевидении.
III. Педагогическое просвещение родителей (в Новоуральске это была часть информационно-аналитического блока и практического)
Задачи: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, оптимизация стиля семейного воспитания, привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
Формы: лекции, родительские собрания, тематические консультации, открытые занятия, информационные стенды, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека, дополнительные формы взаимодействия с родителями (Школы, университеты, конференции, тематические выставки и т. д.)
IV. Совместная деятельность коллектива учреждения и родителей.
Задачи: привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, повышение авторитета родителей в глазах детей, авторитета педагога - в глазах родителей.
Формы работы на этом этапе: совместная работа педагогов и родителей над образовательными и творческими проектами, создание и организация работы родительского комитета группы, участие в экскурсиях, поездках на природу, в утренниках; совместные праздники, досуги, пикники; показ театральных представлений, субботники, оказание спонсорской помощи, домашние задания с участием родителей, организация творческих микрогрупп.
В последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.
С целью эффективного решения этой задачи в модель взаимодействия ДОУ с семьей был введен следующий блок.
V. Контрольный блок (в Новоуральске – контрольно-оценочный).
Задачи: анализ результативности взаимодействия педагогов ДОУ с семьей.
Идет не только подсчет количественных показателей, но и оценивается качество проведенных мероприятий.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику (проводится сразу после проведения того или иного мероприятия, тесты.
Не менее важным является и самоанализ со стороны педагога.
Специальное изучение показало, что работа с моделью позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива как на уровне учреждения, так и на уровне отдельно взятой группы.
Если вы заметили, то план взаимодействия с родителями в нашем детском саду подчинен этой модели. Мы предлагаем ввести такую же модель и на группы. С этой целью, вашему вниманию предлагается варианты плана.