Светлана Комарова
Сообщение «Принципы взаимодействия ДОУ и семьи»
ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
• Единый подход педагогов и родителей к процессу воспитания ребёнка
• Взаимное доверие педагогов и родителей, отказ от критики участников процесса обучения
• Дифференцированный подход к каждой семье
• Открытость дошкольного учреждения для родителей
• Уважение и доброжелательность друг к другу, обеспечение свободы мнений
• Равноправие (партнеры) и равноответственность родителей и педагогов ДОУ
• Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ
Сотрудничество
Публикация «Сообщение „Принципы взаимодействия ДОУ и семьи“» размещена в разделах
- это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие
– особая форма связи между участниками образовательного процесса, предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы всех участников образовательного процесса.
Открытость детского сада наружу
- означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами.
Открытость детского сада внутрь - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада
Дифференцированный подход взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы
ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ
• ТРАДИЦИОННОЕ
(собрания, консультации, семейные спортивные состязания, утренники и т. д.)
• ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ
(родительский всеобуч, выпуск бюллетеней, информационных листков, буклеты, стенды, уголки для родителей, СМИ и т. д.)
• РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
(работа Попечительского совета, Родительского комитета)
• ИНТЕРАКТИВНОЕ
(анкетирование, диагностика, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги и т. д.)
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
Размещение объявления о собрании на информационном стенде
(за месяц до проведения)
Письменное приглашение, с обязательным обращением по имени-отчеству
к взрослым членам семьи. В приглашении указывается 1/тема, 2/повестка дня,
3/точное время начала и окончания встречи
Подготовка для каждого родителя бейджа к моменту их прихода в группу
с И. О. мамы, папы (то же - для бабушки или дедушки, если они приходят в ДОО)
В программу собрания помимо основных вопросов можно включить дискуссии между родителями, мозговой штурм, а также неформальные формы общения, например игры, кейсы, экспресс - опросы, практические задания
Можно подготовить фрагмент занятия с детьми (как образец родителям)
К собранию готовятся 1/выставка материалов из жизни детей (фото, видео или аудиозапись, детские рисунки, рассказы и т. п.) в соответствии с содержанием встречи, 2/материалы мониторинга освоения программы детьми (обобщенные, 3/демонстрационные и раздаточные материалы для обучения родителей и формирования у них необходимых практических умений
Важно продумать эмоциональное включение родителей в проблему
(яркий пример, статистика, случай из жизни группы, худ. слово, муз. произведения,
фрагмент видеозаписи лекции, мультфильма)
Обязательно – подведение итога, организация рефлексии, принятие решения
Встреча должна быть закончена точно в указанное время
Нетрадиционные индивидуальные
формы работы с семьей
1. Творческие дела
2. Семейные традиции
3. История моей семьи. Географическая карта моей родословной
4. Талисман семьи. Гороскоп семьи
5. Семейная книга рекордов
6. Семейные увлечения
7. Долгожитель семьи (книга, игрушка, предмет)
8. День рождения в семье. Праздники семьи
9. “Звезда дня” - плакат с фото ребенка, избранного “Звездой дня” – на этом месте поочередно должен оказаться каждый ребенок
10. «Четыре способа обрадовать маму» (папу, бабушку, дедушку)
11. Бабушкины пороги (увлечения, игры и т. п.)
12. Мой семейный альбом
13. Известные люди семьи
14. Папа может все, что угодно
15. Самое ласковое мамино слово
16. Песни, сказки моей бабушки
17. Я горжусь своим дедом
18. Наш дом театр, музей, оранжерея…
19. Портфолио ребенка
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
1. При написании календарного плана (на тему, работу с семьями воспитанников наиболее целесообразно вынести в отдельную тетрадь, писать его необходимо параллельно с календарным, т. е. на период изучения конкретной темы с детьми, чтобы предусмотреть участие родителей в образовательном процессе
2. План работы с семьями воспитанников должен включать материалы не только касающиеся темы (в соответствии с перспективно-календарным планом, но и психолого-педагогические, научные темы (возрастные особенности детей, закономерности развития детей, принципы воспитания, ведущие виды деятельности, особенности общения, личностно-ориентированный подход во взаимоотношениях с ребенком, техника занятий и общения с детьми и т. п.)
3. Целесообразно составление «памятки» для воспитателя, включающей перечень возможных форм организации работы с семьями воспитанников для выбора наиболее эффективных, позволяющих добиваться реализации поставленных целей
4. Запись в плане включает следующие обязательные пункты:
Форма работы / Тема (содержание) / Цель (ожидаемый результат) / Период (сроки проведения).