Татьяна Тукиш
Структура технологии проблемного диалога
▼ Скачать + Заказать документы
Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. В детском саду эта технология лучше всего «работает» в подготовительной к школе группе.
Различается два вида диалога : побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обес-печивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики.
Темочки:
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ребенку-работать по- настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности. В начале идет постановка проблемы. Педагогом создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы детьми. Очень эффективно использование презентаций в работе.
Организация проблемных диалогов с использованием презентаций предоставляет детям большую возможность «самостоятельно» прийти к открытию новых знаний на занятиях. Их можно организовать разными приемами:
1. Одновременно преподнести детям противоречивые факты, теории, мнения;
2. Сталкивать разные мнения ребят, предложив вопрос;
3. Можно организовать ситуацию на противоречии житейского представления и научного факта и др.
В любых случаях возникает проблемная ситуация «с удивлением» или «с затруднением», а дальше – побуждающий диалог.
На этапе постановки проблемы вопросы могут быть такими:
1. Что вас удивило?
2. Что интересного вы заметили?
3. Что нового услышали (узнали?
4. Как вы будете решать проблему?
5. Вы сразу это поняли или были еще какие-то решения? и т. д.
На этапе поиска решения педагог побуждает ребят выдвинуть и проверить гипотезы, т. е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Обсуждаются все ответы, все высказанные гипотезы.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных детям вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает их логическое мышление. На этапе постановки проблемы педагог пошагово подводит детей к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т. е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.
Таким образом, на проблемно - диалогических занятиях педагог сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает детям поставить проблему, т. е. сформулировать тему занятия или вопрос для исследования (в крайнем случае, педагог сообщает тему с мотивирующим приемом). Тем самым у ребят вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем педагог посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т. е. «открытие» знания детьми. При этом достигается подлинное понимание мате-риала детьми, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.