Eлена Цой
Структура реализации технологии детского экспериментирования на основе компетентностного подхода
Этапы технологии Деятельность педагога Деятельность дошкольника Ожидаемый результат
1 2 3 4
1.
поисково-теоретичес-
кий
Актуализация проблемной ситуации.
Создание условий, необходимых для проведения опыта или эксперимента в соответствии с техникой безопасности, подготовка экспериментального оборудования, составление карт-схем и т. д.
Мотивация детей к исследовательской деятельности.
Напоминание правил техники безопасности при работе с экспериментальным оборудованием. Осознание и осмысление проблемы.
Публикация «Структура реализации технологии детского экспериментирования на основе компетентностного подхода» размещена в разделах
Подготовка рабочего места. Появление у детей заинтересованности, желания принять участие в опыте или эксперименте, познавательного интереса.
Создание оптимальных условий для проведения опыта или эксперимента.
2.
информационно-аналитичес-
кий Обсуждение проблемы с детьми, подведение детей к постановке цели эксперимента или опыта, выдвижению рабочих гипотез.
Оказание содействия детям в выдвижении гипотез по мере необходимости. Формулирование цели эксперимента или опыта (совместно со взрослым).
Выдвижение рабочих гипотез Обозначена цель эксперимента или опыта.
Выдвинуто несколько рабочих гипотез.
3. содержательно-практический
Обсуждение с детьми алгоритма действий по проведению эксперимента или опыта.
Подведение детей к выполнению алгоритма действий. Составление алгоритма действий по проведению эксперимента или опыта.
Осмысление содержания карты-схемы эксперимента или опыта. Составлен алгоритм действий по проведению эксперимента или опыта.
4.
контрольно – обобщающий Коррегирующие действия по мере необходимости. Уточнение проблемы.
Обсуждение новых гипотез по мере необходимости. Предотвращение отклонений от поставленной цели.
5.
внедренчес-
кий Помощь детям в организации практической деятельности (объяснение, разъяснение).
По мере необходимости совместное выполнение с детьми практических действий.
Контроль за соблюдением техники безопасности при проведении детьми опыта или эксперимента. Проверка предположений на практике. Отбор нужных средств.
В случае не подтверждения первоначальной гипотезы – возникновение новой гипотезы с последующей реализацией в действии.
Если гипотеза подтвердилась – формулирование выводов. Проведенный эксперимент или опыт.
Эссе на тему: «Ребенок не желает кушать кашу».
Всех нас с детства учили делать не то, что хочется, а то, что надо. Вот мы и привыкли думать, что желания наши («ХОЧУ») – это одно, а объективная необходимость («НАДО») – нечто совершенно другое, противоположное, и между «хочу» и «надо» непреодолимая пропасть.
Хороша любая мотивация: и внутренняя («хочу», и внешняя («надо»). Плохо только отсутствие мотивации. Плохо, когда что-то делается и без желания, и без необходимости, просто так, от нечего делать.
Почему же человек так часто не хочет делать то, что надо, и при этом сам не знает, чего хочет?
Психологи и психоаналитики объясняют это «детскими травмами». Не хотел малыш есть манную кашу, отворачивался, плевался, а строгая мама всё равно пихала ребёнку в рот ложку с ненавистной кашей, приговаривая: «Надо кушать! Надо! Каша вкусная и полезная! Как это ты не хочешь есть кашу? Что значит – ты не хочешь! Надо! Надо есть, я сказала!» Приходилось слушаться, куда ж деваться.
Ребёночек давно вырос, но так и не научился понимать, чего же хочет он сам, а чего хотят от него другие люди – «старшие», которых положено слушаться. Вот мы и реагируем на любое «надо» по-детски, вот и смотрим на необходимую – действительно необходимую! – работу точно так же, как смотрит несмышлёный малыш на тарелку с противной манной кашей. И на грозные окрики «НАДО!» (в том числе исходящие от собственного «внутреннего Родителя») отвечаем с детским упрямством : «А я НЕ ХОЧУ!» И наш «внутренний Ребёнок» при этом злорадно хихикает: «Что, съели? Я уже вырос! Я большой! Не заставите!» Ну, и кому, спрашивается, от этого хуже? Нам же самим, вот в чём главная беда. Пора вмешаться «внутреннему Взрослому» : взять руководство на себя, позаботиться о Ребёнке и умиротворить Родителя. Задача не такая уж сложная, если применить главное оружие Взрослого – разум.