Галина Иконникова
Мастер-класс для педагогов «Структура детского экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство со структурой организации детского экспериментирования и его видами : бескорыстное и утилитарное. Развивать интерес к организации детского экспериментирования.
Материал для экспериментов.
1. Свойства воды и магнита.
2 подноса с мелкими гвоздиками, мелкими кусочками пенопласта, камушками; 2 прозрачные ёмкости с водой, 1 прозрачная ёмкость пустая; магниты; б шт. одноразовых тарелочек; 2 тканевые салфетки.
2. Свойства магнита - передвигать предметы.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Структура детского экспериментирования“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Карточки с изображением дороги, цветные картонные машинки с приклеенной скрепкой с обратной стороны. Поднос с магнитами, цветные карандаши.
3. Знакомство с природным явлением — извержение вулкана.
Картина с изображением извергающегося вулкана; плоская тарелка, а на ней бутылочка, облепленная пластилином в виде конуса; указка.
Внутренность вулкана: 2 ст. л. сода, вода насыщенного красного цвета, немного средства для мытья посуды, лимонная кислота.
Выступление педагога. Современное дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребёнка, способствовать формированию познавательной активности и инициативы дошкольника. Одним из эффективных средств развития познавательной активности детей является экспериментирование.
Так что же такое детское экспериментирование? это практическая деятельность поискового характера, направленная на познание дошкольниками свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
Рассмотрим примерную структуру занятия - экспериментирования :
1. Постановка исследовательской задачи в форме проблемной ситуации.
2. Уточнение правил безопасности в ходе осуществления эксперимента.
З. Выбор способа решения проблемной ситуации.
4. Организация самостоятельной экспериментальной деятельности детей (выбор оборудования и самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования).
5. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Н. Н. Подъяков выделяет два вида детского экспериментирования :
1 БЕСКОРЫСТНОЕ - направлено на выяснение связей и отношений безотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность в получении новых знаний, сведений об объекте (познание осуществляется ради самого процесса познания). Например, при знакомстве с водой выделяется её свойство - текучесть.
II УТИЛИТАРНОЕ направлено на решение конкретной практической задачи (процесс познания осуществляется с целью получения новых знаний, необходимых для достижения практического результата). Например, силу текучести воды превращают в электричество и пускают его по проводам.
В дошкольных учреждениях в большинстве случаев педагоги используют бескорыстный вид экспериментирования.
Сейчас приглашаю двух желающих принять участие в экспериментировании.
Свойства магнита и свойства воды.
у Самоделкина в мастерской беспорядок, перемещались все материалы. А ему нужно срочно ехать к Незнайке на строительство дома. Что Самоделкину нужно сделать, чтобы все быстро разложить по своим местам (по тарелочкам?
- Посмотрите, может быть какие либо предметы, находящиеся на столике Вам помогут в этом. (рассуждения, предположения).
- А как узнать, верны ли Ваши предположения? (нужно проверить) Проверяем.
Спасибо за участие.
Обращение к педагогам : «Какой вид экспериментирования Вы посмотрели? Бескорыстный или утилитарный?» (Утилитарный)
Почему Вы так думаете? (Использовалось свойство магнита притягивать предметы и свойства воды (пенопласт плавает, камешки опустились на дно).
Приступаем к следующему эксперименту : Использование свойства магнита - передвигать предметы.
Приглашаю двух желающих принять участие в экспериментировании.
Сегодня Вы принимаете участие в гонках на машинках. Но для
того, чтобы завелся мотор, Вы должны двигать машинку вперед, не дотрагиваясь до нее руками.
Подумайте, как это можно сделать? Может быть, какие-нибудь предметы, лежащие на столе Вам помогут? (Предположение).
-А как узнать, верны ли ваши предположения? (Нужно проверить) Итак, гонка начинается.
Спасибо за участие.
Обращение к педагогам : «Какой вид экспериментирования Вы посмотрели? Бескорыстный или утилитарный?» (Утилитарный)
Почему Вы так думаете (использовалось свойства магнита передвигать предметы)
Следующий эксперимент : Знакомство с природным явлением - извержение вулкана.
-Что изображено на картине? (Вулкан)
-А что Вы знаете о вулканах? (ответы)
Вулканы это конусообразные возвышения. У них есть отверстие, которое называется трубкой. Оно ведет с поверхности земли в подземные кладовые, где очень-очень горячо. И там находятся обломки крупных и мелких камней и много газов. И поэтому камни расплавляются и становятся жидкими и их называют вулканическими бомбочками. Когда происходит извержение вулкана, то из трубки выбрасывается горячая лава (это углекислый газ, который принимает участие в нашем дыхании) и поэтому мы видим пузырьки. Извержение вулкана может продолжаться от нескольких дней до нескольких недель.
Сейчас мы будем наблюдать извержение игрушечного вулкана. (Просмотр видеоролика)
Обращение к педагогам : «Какой вид экспериментирования Вы посмотрели? Бескорыстный или утилитарный?» (Бескорыстный). Почему Вы так думаете?
Уважаемые коллеги, хочу Вам напомнить, что прежде чем проводить с детьми эксперименты, нужно обязательно оговоривать правила безопасности.
В заключении хотелось бы сказать, что экспериментирование, развиваясь как деятельность, направлена на познание и преобразование объектов окружающей действительности, способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка, тем самым обеспечивает готовность к школе.