Светлана Ермакова
Взаимодействие специалистов ДОУ в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу
▼ Скачать + Заказать документы
Ермакова С. Г., Мотина А, А
Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач. Смысл комплексного подхода мы видим, прежде всего, в том, что действия педагогов должны быть направлены на интеграцию в целостную систему всех целенаправленных влияний на ребенка.
Публикация «Взаимодействие специалистов ДОУ в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу» размещена в разделах
Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, воспитательно-образовательный процесс необходимо строить на основе такой коррекционно-развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями [1, с. 24].
В нашем детском саду функционируют две логопедические группы. Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимаются не только учителя-логопеды, но и другие педагоги, работающие с детьми.
Содержание воспитательно-образовательного процесса в группах определяется комплексной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Поэтому для нас важно было организовать педагогический процесс таким образом, чтобы эти программы взаимодополняли и взаимообогащали друг друга и образовательный процесс. Выход мы нашли в осуществлении комплексного подхода к организации педагогического процесса в детском саду [2, с. 22].
Вокруг каждого ребенка, имеющего те или иные отклонения в развитии, мы создали единое коррекционно-развивающее пространство, поддерживать которое призваны не только логопед и воспитатели группы детского сада, которую посещает ребенок, но и узкие специалисты : психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника и с наибольшей эффективностью использовать их возможности.
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.
В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности поведения, характер детей, определяет программу обучения, объясняя воспитателям цели, задачи программы, методы ее реализации, сообщая сроки и продолжительность этапов коррекционной работы, намечая результаты, которых следует достигнуть к концу того или иного периода обучения.
При определении содержания работы логопед знакомит воспитателей с перспективным планом работы, а в течение всего учебного года систематически информирует их об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.
Воспитатели содействуют развитию всех сохранных анализаторов у детей, укрепляя и расширяя их компенсаторные возможности, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом в определенный период обучения. Возможен и такой вариант взаимодействия, при котором воспитатели закрепляют учебный материал логопедических занятий, развивая у детей способности применять полученные знания и сформированные умения и навыки.
В вечерние занятия воспитателя включаются задания:
– по отработке артикуляционных упражнений;
– для автоматизации поставленных звуков;
– на повторение скороговорок, поговорок, стихотворений, текстов, ранее отработанных логопедом;
– для развития фонематического слуха;
– по формированию лексико-грамматической стороны и связной речи.
Коррекционно-педагогическая работа предусматривает решение следующих задач:
– формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
– преодоление нарушений слоговой структуры слова;
– обогащение словарного запаса;
– развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
– формирование грамматического строя речи и связной речи;
– обучение грамоте [1, с. 48].
Совершенно очевидно, что реализовать эти задачи можно только, четко скоординировав работу учителя-логопеда и воспитателей. В нашем дошкольном учреждении осуществляется преодоление недостатков речи детей с общим недоразвитием речи, осложнённое стёртой формой дизартрии. Положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством учителей-логопедов и воспитателей.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
– коррекционно-развивающее;
– информационно-консультативное.
Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель учитывают:
– структуру речевого нарушения;
– осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
– закрепляют знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
– всесторонне развивают личность дошкольника.
И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
– Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.
– План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
– Журнал взаимодействия.
– Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
– Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
– Составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д.
– Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи [3, с. 29].
Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.
Создание специальных условий в ДОУ по взаимодействию учителя-логопеда и психолога, оказание совместного коррекционно-развивающего воздействия способствует формированию у детей полноценных коммуникативных речевых навыков на основе сформированных компонентов речевой деятельности, росту компетентности педагогов и родителей.
В работе учителя-логопеда и психолога выделяются следующие задачи:
– Повысить речевые умения и речевую активность детей в разных видах коммуникативного взаимодействия.
– Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития у дошкольников.
– Создать благоприятный психологический климат для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми в условиях ДОУ.
Коррекционная работа учителя-логопеда и психолога делится на следующие этапы:
1-й этап – определение уровня речевого развития и коммуникативных навыков общения у дошкольников, определение тех сторон развития, которые требуют особого внимания.
2-й этап – разработка системы работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.
3-й этап – аналитическая деятельность, позволяющая отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка [1, с. 38].
Инструктор по физическому воспитанию у детей с нарушениями речи развивает быстроту и общую выносливость, желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения. Формирует первоначальные представления о разнообразии спортивных игр и упражнений. А также закрепляет умение легко ходить и бегать, учит прыгать в длину,в высоту с разбега сохранять равновесие, что способствует развитию мелкой и общей моторики у детей с ОНР. Так как речь зависит от правильной координации движений, физкультурные занятия очень важны для таких детей.
Важнейшее условие интеграции – близость содержания ведущих тем разных занятий, их взаимосвязь. Интегрирование занятий строится таким образом, чтобы возникло взаимопроникновение элементов разных знаний на каждом его этапе. Эти занятия не имеют четкой структуры, но имеют отличительные особенности. Необходима предельная четкость, компактность, большая информативность учебного материала, логическая взаимообусловленность, свободное размещение наглядного материала, смена динамических поз и привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.
Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости детей за счет переключения их внимания на разнообразные виды деятельности. Реализация коррекционных и образовательных задач на занятиях происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и задания [3, с. 14].
Такие занятия способствуют более тесной взаимосвязи в работе специалистов детского сада и сотрудничеству с родителями.
Включение дошкольников с нарушениями речи в разные виды деятельности на занятии позволяет повысить эффективность в коррекционной работе и стабильность полученных результатов.
Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов М ДОУ.
Список использованных источников
1. «Диагностика нарушения речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения» : методических рекомендаций. – СПб. : Детство-Пресс, 2002. – 145 с.
2. Варфоломеева, О. В., Савельева, Е. В. «Взаимодействие специалистов ДОУ в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу» / О. В. Варфоломеева, Е. В. Савельева // «Коррекционная педагогика», – № 10. – 2012. – С. 12 – 15.
3. Кузнецова, С. В., Котова, Е. В. «Система работы с узкими специалистами ДОУ» : методическое пособие / С. В. Кузнецова, Е. В. Котлова. М. : «Сфера». – 2008. – 148 с.