Наталья Трушина
Стратегические ориентиры проектирования социально-личностного развития воспитанников в условиях введения ФГОС до
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные организации возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
Публикация «Стратегические ориентиры проектирования социально-личностного развития воспитанников в условиях введения ФГОС ДО» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Статьи 9 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое, в первую очередь, должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.
Организация педагогического процесса, направленного на вхождение ребёнка в мир социальных отношений, требует от педагога особого мастерства, знания детей, собственного переживания, явно выраженного отношения.
Не все современные вариативные программы развития и воспитания детей дошкольного возраста дают четкие методические рекомендации по реализации данного направления работы.
Перед педагогами встаёт необходимость «перевести программу на язык реального педагогического процесса» и творчески подойти к вопросам подбора методики занятий, организации развивающей среды и деятельности для реализации требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в области социально-личностного развития детей.
С этой целью в МБДОУ «Д/с № 8 «Василек» города Мариинска был разработан инновационный проект по теме «Социально-личностное развитие воспитанников дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО» в соответствии с решением Коллегии управления образования Мариинского района от 25.09.2014г. и присвоением статуса муниципальной инновационной площадки.
МБДОУ расположено в центральной части города, интегрировано в его образовательное и социокультурное пространство и имеет возможность тесно сотрудничать с центрами района.
Большое внимание уделяется изучению контингента родителей – жителей микрорайона. В целом, для основного числа родителей характерны: средний уровень жизни и доходов, высокие требования к образованию.
Перечень образовательных услуг, предоставляемых учреждением, соответствует запросам родителей.
Наряду с успешным решением проблемы налаживания тесного контакта с родителями микрорайона, активизируется деятельность ДОУ по привлечению родителей к участию в образовательном процессе, повышению их образовательного уровня в вопросах воспитания и образования дошкольников.
Социальный заказ, определяющий ведущую деятельность учреждения, направлен на развитие базовой культуры воспитанника с учётом ожиданий семьи и общества, основных качеств его личности, ключевых социальных навыков – поликультурности, уважения к другим людям, приверженности демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни, началу формирования самоидентификации ребё нка в окружающем мире: с семьёй, регионом, страной.
Целевой ориентир нашего ДОУ представлен в виде личностно-ориетированной модели выпускника, в которой равное значение придаётся эмоционально-личностному, социальному и когнитивному развитию дошкольника, воспитанию таких качеств, как инициативности, творчества, самостоятельности и уверенности в себе с целью реализации долгосрочной перспективы, отражающей идеальные социокультурные ожидания всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Комплекс общих требований психолого-педагогического процесса к дошкольнику, педагогу являются приоритетами совершенствования воспитательно-образовательной деятельности ДОУ, а именно:
- сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
- полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного периода, обогащение его развития;
- конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья;
- получение гуманистического образования;
- создание благоприятной социальной ситуации развития каждого воспитанника в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки дошкольников;
- возможность свободного выбора различных видов деятельности в интересной для них игровой форме;
- содействие сотрудничеству детей и взрослых в процессе развития и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- возможность самоопределения, самореализации воспитанника;
-создание в ДОУ комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;
- улучшение материально-технического обеспечения воспитательного и образовательного процесса;
- создание условий для творческой самореализации педагогов.
Родители воспитанников предполагают, что дошкольная образовательная организация обеспечит:
- всестороннее развитие ребенка, раскрытие его потенциальных творческих способностей;
- реализацию возможности поступления в престижную школу;
- интересное содержание образования;
- сохранение физического и психического здоровья дошкольников.
Таким образом, из анализа общих требований всех участников образовательных отношений определены основные приоритетные направления развития нашего ДОУ :
1. Сохранение и укрепление здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса :
- сохранение и обеспечение здоровья воспитанников;
- обеспечение формирования здоровьесохраняющих традиций семьи; - обеспечение здоровьесохраняющей деятельности педагогов.
2. Обеспечение комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников.
3. Усиление развивающих функций воспитательно-образовательного процесса учреждения :
- обогащение содержания образовательного процесса по социально-личностному развитию;
- внедрение новых образовательных технологий;
- становление духовно-нравственных начал ребенка.
4. Расширение пространства для взаимодействия с семьёй и общественностью.
5. Совершенствование системы управления.
На данный момент мы находимся на стадии этапа завершения реализации инновационного проекта и можем говорить о достигнутых результатах инновационной деятельности: сформирован диагностический пакет состояния социально-личностного развития воспитанников, создана нормативно-правовая база учреждения, обеспечено поэтапное повышение профессионального роста педагогических работников ДОУ, сформирован пакет методических материалов по социально-личностному развитию.
Наполнена новым содержанием предметно-пространственная среда для реализации социальных потребностей воспитанников, обеспечено комплексное психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, спроектирована и поэтапно внедряется в практику психолого-педагогическая программа по социально-личностному развитию, расширено информационное поле для родительской общественности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования дает возможность самостоятельно разработать ООП ДО, адаптировать обучение к индивидуальным особенностям и потребностям воспитанников, что является новацией нового Закона об образовании и позволяет сделать дошкольное образование доступным и качественным.