Ольга Родина
Проект в старшей группе «Страна «Эксперименталия»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю Вашему вниманию наш долгосрочный проект «Страна Эксперименталия»
Долгосрочный проект «Страна Эксперименталия»
Пояснительная записка:
Особое значение для развития личности дошкольника имеет то, что ребенок представляет о взаимосвязи природы и человека. Владеет способами практического взаимодействия с окружающей средой, способствует становлению мировидения ребенка, его личностному и интеллектуальному росту.
Публикация «Проект в старшей группе „Страна „Эксперименталия“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
Большую роль в этом направлении играет его заинтересованность и поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельност
Очень занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску познаний, причин, способов действий, проявлению творчества, так как эксперименты представлены и направлены на интеллектуальное развитие дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
1. собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим; а именно той, которая подталкивает, побуждает ребенка узнавать новое, и экспериментировать.
2. активность ребенка, стимулированная взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.
Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.
Актуальность проекта.
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления
и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет о наблюдении эксперимента, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
В дошкольном возрасте развивается, как личность, а мы взрослые ему в этом помогаем, открывая мир через эксперименты, и дошкольник хочет все знать, ему все вокруг интересно, а еще больше у него проявляется интерес, когда он экспериментирует с окружающим миром. Страна «Зксперименталия» огромна, безгранична, ее можно покорять и покорять.
Актуальность проекта :
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев
Мир, в котором мы живем. Развиваемся, становимся личностью, очень сложен, разнообразен и изменчив. Человек - часть этого мира открывает все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ и представление мира - это сложная, объёмная, целостная система знаний о человеке и планете, о мире, в котором мы живем вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности, о своих возможностях.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира у ребенка, благодаря познавательной активности малыша, имеющей свою особенность на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний, окружающей среды и видам деятельности является одной из составляющих, как основного развития ребенка в дошкольном возрасте, так и дальнейшем успешности его обучения в школе.
Интерес дошкольника к окружающему миру, огромное желание узнать все новое в нашем мире - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, а именно узнавать много интересного о мире, в котором мы живем, а именно желание дошкольника знать об окружающей нас среде всё больше и больше. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности мной было выбрано детское экспериментирование.
Работая в детском саду, у меня всегда было и есть стремление искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников, проявить у них желание узнавать, что - новое. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу о необходимости выбирать более эффективные средства обучения и воспитания, которые в ребенке проявят интерес к познаниям о нашем мире, нашей планете. И ребенок скажет: «А я хочу все знать!»
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы головного мозга, так как постоянно возникает потребность совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, то есть ребенок анализирует о том, что он узнал при проведении эксперимента.
Дошкольник понимает, что он познал, что - то новое, сравнивает результаты эксперимента, и классифицирует их. Необходимость давать отчет о, проделанном опыте, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Цель проекта.
Практическое взаимодействие ребенка дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование, развивая познавательную активность.
Задачи проекта :
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями предметов;
- Развивать связную речь детей: заинтересовать ребенка и подвести к диалогу, в котором можно рассуждать, аргументировать, доказывать через речь;
- Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
- Развивать наблюдательность дошкольника, а именно ребенок должен увидеть, что происходит в результате опыта с тем или иным предметом;
- Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
- Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
- Любить мир, а именно окружающую среду, в которой мы живем.
Вид проекта :
групповой; краткосрочный; поисково-исследовательский.
Участники проекта :
воспитатель группы, дети 5-6 лет, родители.
Состав проектной группы :
воспитатели и воспитанники группы 5-6 лет, родители
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный.
- Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
- Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности
- Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
2 этап – основной.
- Внедрение в воспитательную работу и образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.
3 этап – заключительный.
- Определить эффективность проведенной работы
- Провести анализ полученных результатов.
- отчет по проделанной работе.
Место проведения:
МДОУ «Детский сад 61 «Золотой ключик»
Сроки проведения:
С 01.09.2023 по 15.01.2024
Ожидаемые результаты:
- Высокий уровень познавательного развития у воспитанников, усвоение знаний целостного видения окружающего мира;
- Проявление познавательного интереса к занятиям, развитие речевого
аппарата, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренные основной образовательной программой ДОУ; Обогащение предметно – развивающей среды в группе.
Перспективный план работы по основному этапу проекта.
1. Чудеса с водой.
Цель опыта: формирование у детей представления о воде, её свойствах, о роли воды в окружающей среде.
Задачи:
1. Развивать у ребенка знания о воде и об ее свойствах
2. Расширять словарный состав речи через проводимые опыты с водой
3. Закрепить у детей знания о воде, и её значимости в окружающем мире
4. Воспитывать в дошкольниках бережное отношение к воде.
Ход эксперимента : Воспитатель в три баночки наливает воду, и предлагает детям окрасить её разными цветами. В одной баночке одним цветом, во второй другим, а в третьей окрашенной в голубой цвет шипучей морской солью.
В результате опыта мы увидели, что вода окрашивается, и в, следствии окрашивания принимает тот цвет, которым окрасили. Так же мы узнали, что бомбочка из морской соли в воде шипит, а соль растворилась.
Так же с водой мы провели такой эксперимент : опускали в воду предметы, и смотрели, какие предметы утонут, а какие нет. И с ребятами узнали, что металлические предметы тонут в воде, а пластмасса, дерево не тонет.
Мы с ребятами растворяли в воде сахарный песок, и убедились, что он растворяется, а горох нет. Пытались растворить обычный песок, он не растворяется и оседает на дно.
Так же мы вылили воду в песочницу и увидели, что песок в ней стал влажным. Проговорили, что вода без цвета, запаха, и прозрачная, если в нее ничего не добавлено.
2. Эксперимент с водой и бумагой, используемые на занятии по ПДД (Правилам дорожного движения).
На занятии по ПДД мы с ребятами в три пробирки налили воду. В первой пробирке мы окрасили воду – в красный цвет, во второй - в желтый цвет, а в третьей – в зеленый цвет. Убедились, что вода может менять цвет, если ее окрасить краской. Затем на подносе было выложено три бумажных человечка. Что мы сделали. Мы с ребятами на одного человечка вылили воду красного цвета, и увидели, что бумажный человечек впитал, окрашенную воду в красный цвет, я объяснила ребятам, что красный цвет в данном случае символизирует красный цвет светофора, и если мы пойдем через дорогу на этот цвет, то может произойти неприятное, поэтому красный цвет, запрещающий знак. Мы продолжили наш эксперимент и вылили на второго человечка с пробирки воду, которая была окрашена в желтый цвет. Он так же впитал в себя окрашенную воду, и я объяснила ребятам, что человечек предупреждает, что на желтый цвет необходимо приготовиться, но переходить дорогу нельзя. Затем мы взяли третью пробирку, с зеленой водой, и вылили на третьего человечка, он окрасился в зеленый цвет, и я ребятам объяснила, что это добрый цвет, который разрешает нам перейти регулируемый перекресток. Но зеленый цвет должен гореть для пешехода, а не для машин, только тогда можно перейти дорогу.
3. Эксперимент на занимательной математике
А. Мы с ребятами в три пробирки насыпали гречу: в одну много, во вторую поменьше, а в третью маленькое количество. Затем мы пробирки с гречей залили водой до верху, а потом перелили воду с каждой пробирки в чистые, и обратили внимание, что перелив воду с пробирки, где было насыпано много гречи, ее объем оказался маленьким. Перелив воду со средней пробирки, убедились, что объем ее оказался больше, чем в первой пробирке, перелив воду с третьей пробирки, где гречи было мало, мы увидели, что объем воды в пробирке получился больше. Мы сделали вывод, что чем больше заполнено пространство пробирки, тем меньше остается места в ней для другой жидкости, например воды.
Б. Эксперимент на занимательной математике.
На занятии по математическому познавательному развитию мы взяли три пробирки и налили в них воду: в одну пробирку большое количество воды, во вторую среднее количество воды, в третью по меньше, по высоте в пробирок, до куда была налита вода, мы приготовили полоски из картона голубого, зеленого и красного цвета, они разной длины. Затем мы воду в пробирке, где было ее больше всего окрасили в голубой цвет, воду во второй пробирке, где было среднее количество воды мы окрасили в зеленый цвет, а воду в третьей пробирке окрасили в красный цвет, далее мы взяли голубую полоску и поставили к пробирке с голубой водой, взяли зеленую полоску, и поставили к пробирке с зеленой водой, а красную полоску к пробирке с красной водой. Мы сделали вывод, что в пробирке, где вода была окрашена в голубой цвет, ее оказалось больше, и полоска голубая оказалась самой длинной, а пробирка, с водой окрашенная в зеленый цвет, ее оказалось среднее количество, и полоска зеленого цвета оказалась средней длинны,
а пробирка с водой, окрашенной в красный цвет, ее оказалось меньше всего по объему, и полоска красная была самой короткой.
Таким образом, мы повторили, и увидели, что полоски разной длины, и различаются по цвету, и в пробирках жидкость, а в данном случае вода, налита в разных объемах. И мы с ребятами количество объема воды в пробирках соотнесли с полосками разной длины. Детям было очень интересно, а самое главное доступно и наглядно.
4. Опыт с гречей. Изучаем строение носа человека.
Проводя этот опыт, я пыталась объяснить детям, как работает слизистая носа человека. Мы взяли один лист картона белого намазали его клеем и насыпали гречу, так же взяли второй лист, клеем его мазать не стали, и насыпали гречу. Мы и что это внутренняя среда носа, а греча это бактерии. Мы подняли лист, намазанный клеем, и греча осталась на листе, а это значит, что слизистая носа такая же клейкая и удерживает большинство бактерий, и не пропускает их внутрь организма.
А на втором листе вся греча высыпалась, а это значит, что слизистая нашего носа не в порядке, и бактерии прошли дальше в организм человека, и он заболел.
Вот так можно объяснить доступно строение и работу носа человека детям дошкольного возраста.
5. Опыты с магнитами.
Мы с ребятами провели опыты с магнитами. Наши магниты волшебные. Мы взяли и попробовали магнит прикрепить к металлическому чайнику, и он примагнитился к нему, попробовали поднести магнит к пластмассовому чайнику, и магнитик упал. Такой же опыт мы проделали на дереве, оно магнит не держит. Таким образом, мы сделали вывод, что магниты притягиваются только к металлу. Так же мы узнали, что у магнитов разные полюса, один магнит притянется к другому, а другие отталкивапются, так как у них разные полюса.
Детям очень понравились эксперименты с магнитами, ребята задались вопросом, почему одни магниты друг от друга отталкиваются, а другие притягиваются, почему магниты притягиваются только к металлу. Занятие прошло занимательное и экспериментальное.
6. Опыты со снегом.
Мы с ребятами провели занимательные опыты со снегом. В одной кастрюльке мы снег окрасили краской, во вторую добавили соль, а в третьей кастрюльке из снега скатали комок.
И увидели, в конце занятия, в кастрюльке с окрашенным снегом осталась вода красная, в кастрюльке со снегом с солью сначала образовались кристаллики, а потом он растаял, в кастрюльке со снежным комочком снег не таял долго. Вот так.
Заключительной частью нашего проекта – это было домашнее задание, в котором я попросила родителей поучаствовать в нашем проекте «Эксперименталия» и с детьми провести опыты в домашних условиях. Вот что у нас получилось.
1. Опыт со снегом. Взаимодействие снега с солью.
2. Эксперимент со цветами красок.
3. Эксперимент с неньютоновской жидкостью. Суть в том, что когда перестаешь с ней взаимодействовать, она стает жидкой.
4. Создавали лизуна.
5. Эксперимент «Лавовая лампа»
6. Создавали слайм.
Страна «Эксперименталия» безгранична, она не имеет границ. Она имеет огромные просторы, страна «Экспериметалия» создана для того, чтобы мы экспериментировали и узнавали много нового, в современном мире без нее никуда. Человек создан для того, чтобы создавать необычное, новое и интересное, без науки нам никуда, мы созданы друг для друга
Список использованной литературы.
1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М. : Просвещение, 2011. – 362 с.
4. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5.
5. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.
6. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.
7. Короткова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.
8. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2010. – 79
9. Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду / З. А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64.
10. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
11. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.
12. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
13. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
14. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 64 с.
15. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.
16. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.
17. Савинова, И. А. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования / И. А. Савинова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, 2008. – №12. – С. 112–118.
18. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Тугушева Г. П. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
19. Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности / О. Чехонина // Дошкольное воспитание, 2007. – № 6. – С. 13.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.
21. Хаярова, А. В. Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство познания окружающего мира / А. В. Хаярова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 10. – С. 12–16.
22. Щукина, Г. И. Формирование познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 2010. – 230 с.
Список литературы для детей и родителей
1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : Наука, 2010. – 362 с.
2. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – М. : Академия, 2011. – 256 с.
3. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М. : Сфера, 2010г.