Ирина Носкова
Стимулирование речевого развития детей раннего возраста посредством сенсорно-тактильных пальчиковых вязаных игрушек
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становления вербальных, то есть речевых форм коммуникации.
В настоящее время существует эффективная инновационная методика для работы с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений, разработанная Фицнер Татьяной Дмитриевной в городе Томске.
Публикация «Стимулирование речевого развития детей раннего возраста посредством сенсорно-тактильных пальчиковых вязаных игрушек» размещена в разделах
- Вязаные игрушки и пособия для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
С этой методикой я познакомилась благодаря Большому фестивалю дошкольного образования «Воспитатели России» в мае 2020 года на конференции «Реализация программ для детей раннего возраста». Воодушевившись «мягкой педагогикой», я внедрила в практику работы с детьми раннего возраста её сенсорные игровые материалы.
Необходимо отметить, что в раннем возрасте материалы, с которыми взаимодействует ребенок, имеют большое значение. Именно поэтому мне так понравились вязаные сенсорно-тактильные пальчиковые игрушки «Тафи» – мягкие на ощупь, приятные, теплые и безопасные.
Игры и упражнения с использованием вязаных сенсорно-тактильных пальчиковых игрушек способствуют движениям кистей и пальцев рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Таким образом, стимулируется процесс речевого развития ребенка.
Вооружившись рекомендациями автора, я начала свою работу, используя «мягкие» способы контакта: открытые приглашающие, поддерживающие жесты, мягкие интонации, доброжелательный тон открытый взгляд, обращенный к ребёнку. После свободного манипулирования с вязаными пальчиковыми игрушками, ребёнку предлагалось поиграть особым образом: вводились игровые образы, использовался «загадочный» тон и т. п. Сначала упражнения показывались в замедленном темпе с комментариями, а потом выполнялись совместно с ребёнком.
Важным достоинством вязаных сенсорно-тактильных игрушек является то, что ребёнок может превращать пальчиковую игрушку в любого героя или животного. Это может быть дерево, тучка, капелька, любое природное явление. Выбирая понятные ребёнку игровые упражнения, создавая позитивный эмоциональный фон, я смогла достичь положительного эффекта в пополнении словарного запаса и развитии активной речи детей.
Игровые упражнения с сенсорно-тактильными вязаными пальчиковыми игрушками выполнялись от простых к сложным, в зависимости от уровня развития ребёнка, его актуального состояния и интересов. Формой организации детей были как специально организованные занятия, так и самостоятельная деятельность детей.
Вариантов игр множество. Предлагаю несколько из них:
Игровое упражнение «Лотос» (японская песенка)
Подготовка: вязаные сенсорно-тактильные пальчиковые игрушки надеваются на каждый пальчик.
Стихотворение читается медленно, распевно, движения пальцев и кистей рук плавные и медленные. Можно делать упражнение под спокойную музыку.
Посмотри на чудный лотос - Соединяем пальчики в одной точке на правой руке, образуя бутон. Соединяем пальчики в одной точке на левой руке, образуя бутон. Получается два бутона.
Он раскрыл свои цветы: Начинаем раскрывать пальчики.
Время лотосу цвести. Раскрылись пальчики.
А теперь смотри на лотос - Смотрим, начинаем закрывать пальчики.
Он закрыл свои цветы: Пальчики собрались вместе.
Время лотосу уснуть. 2 цветка уснули.
Левая рука медленно раскрывается и закрывается. Как только закрылся «бутон», раскрывается правая рука и закрывается. Упражнение продолжается до тех пор, пока ребёнок желает его выполнять.
Дидактическая игра «Колпачки» (автор Ромазан И. Е.)
Ход игры: на ладошку надеты цветные вязаные игрушки. Цель: учить детей работать по образцу; закреплять умение употреблять предлоги – на-, за-, между-, после-; знание цвета и названий пальцев.
Задание: надеть вязаные «колпачки» на свои пальчики в том же порядке, как и на образце. Затем проговорить слова:
На каждом пальце колпачок,
Все построились в рядок:
Жёлтый за… и т. д.
Педагог задаёт вопросы: между какими колпачками находится синий колпачок? За каким колпачком находится красный? Какой колпачок стоит после жёлтого? и т. п.
Сенсорно-тактильные пальчиковые вязаные игрушки можно использовать каждый день. Способы работы могут быть разными: игровые массажи, речевые игры, дыхательные упражнения.
Как показала практика, применение сенсорно-тактильных пальчиковых вязаных игрушек способствует развитию активной речи, моторной ловкости пальцев и кистей рук, зрительно-моторной координации, тактильного восприятия, произвольного внимания и других психических функций.
Список информационных источников:
1. Файзуллаева Е. Д. Игровой нейропсихологический практикум: методическое пособие. /Е. Д. Файзуллаева, А. И. Сергеева — Томск: ООО «Академия счастливого детства», 2020.