Получи документы

Использование познавательно-исследовательской деятельности для реализации образовательных задач по экологии.

Гульмира Хидирова
Использование познавательно-исследовательской деятельности для реализации образовательных задач по экологии.
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1

Использование познавательно- исследовательской деятельности для реализации образовательных задач по экологии.

Слайд 2

Экологическое воспитание – важный компонент общего образования современного человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания.

Публикация «Использование познавательно-исследовательской деятельности для реализации образовательных задач по экологии,» размещена в разделах

Главная цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении - воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами.

Слайд 3

Образовательные задачи по экологическому воспитанию дошкольников в младшем дошкольном возрасте:

Третий год жизни

Формирование первых представлений: о людях, их деятельности; о предметах, их свойствах и функциональном назначении; о природе — о животных, живущих рядом ; о растениях дома; о природных явлениях (солнышко, дождик и др.);

Четвертый год жизни

Развитие представлений об отдельных объектах живой и неживой природы и их свойствах, дикие и домашние животные, комнатные (декоративные) и дикорастущие растения; о наиболее ярко выраженных сезонных явлениях.

Слайд 4

Образовательные задачи по экологическому воспитанию дошкольников в старшем дошкольном возрасте:

Пятый год жизни - Формирование элементарных представлений о взаимосвязях и зависимостях в окружающем мире.

Шестой год жизни - Обогащение представлений детей об объектах окружающего мира, Формирование у детей элементарных представлений о целостности природы и взаимозависимости ее компонентов, о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания, о взаимосвязи человека и природы. Формирование у детей основ экологически грамотного поведения, навыков ресурсосбережения,

Седьмой год жизни -Развитие и обогащение представлений детей о целостности природы Земли и о взаимосвязях ее компонентов, о приспособленности животных и растений к разным условиям местообитания; о круговоротах в природе.

Слайд 5

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, в период дошкольного детства познавательно-исследовательскую деятельность сопровождает игра, продуктивную деятельность.

Слайд 6

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Слайд 7

Основные формы организации познавательной деятельности детей:

проектная деятельность;

специально организованные занятия (НОД);

познавательно - игровая деятельность. Как самостоятельная, так и организованная воспитателем (дидактические, сюжетно- дидактические игры и т. п.);

экспериментирование.

Слайд 8

В последние годы одной из распространенных форм работы с дошкольниками стала проектная деятельность.

Слайд 9

В экологическом образовании дошкольников метод проектов получил признание раньше, чем в других областях дошкольного образования. Это связано, в частности, с тем, что большую роль в экологическом образовании играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

Слайд 10

В практике современных дошкольных учреждений используется следующие типы проектов:

1) исследовательские:

2) игровые

3) информационные

4) творческие

Слайд 11

Основные требования к использованию метода проектов:

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение полученных знаний на практике.

Слайд 12

Какие экологические проекты можно реализовать в детском саду?

Тематика проектов разнообразна: от изучения ярких представителей флоры и фауны до самостоятельного выращивания растений и планомерного наблюдения за их ростом.

«Елочка - красавица», «В гостях у природы», «Юные защитники природы», «Волшебная аптека», «Наша новая клумба», «Голубая водичка», «Осень», «Весна в гости к нам пришла», Эколята – дошколята», «Есть у нас огород, там зеленый лук растет», «Покормите птиц зимой», «Мир домашних животных», «Чистый мир», «Жалобная книга природы», «Мир деревьев», «Берегите первоцветы», «Кто живет в лесу», «Заповедник», «Воздух должен быть чистым», «Сосульки», «Что мы знаем о воде», «Кто дружит с елью». «Вторая жизнь упаковки» и т. д

Слайд 13

С детьми младшей группы возможно организовать проект «Лаборатория неживой природы». Дети средней группы способны принять участие в проектах: «Маленькие огородники» ,«Птицы наши друзья» .

С детьми старшей и подготовительной группы, можно организовывать проект «Мастерская природы», «Растение – доктор», «Метеобюро по народным приметам» позволяет изучить погодные явления и научиться их предсказывать по подсказкам природы.

Слайд 14

Виды экологических проектов:

- экологическая акция

- экологический марафон

- экологическая инициатива

- экологическая почта

- экологическая экспедиция.

Слайд 15

Акция – это социально значимое, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

Слайд 16

Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).

Тематика экологических акций:

- «Как заботиться о комнатных растениях?» - «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»

- «Когда я был добрым к природе?» - «Семечко и зернышко про запас» (сбор семян)

- «Преврати мусор в красоту» (сбор бросового материала) - «Зеленая елочка – живая иголочка».

- «Покормите птиц зимой!» - «Чудо – огород». - «Каждому певцу по дворцу» - «Берегите воду!»

- «Украсим планету цветами» - «Чистый двор».

Слайд 17

Экологический марафон

Цель: формирование основ экологической культуры всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).

Экологический марафон включает в себя:

- НОД развивающего типа по окружающему миру и экологическому воспитанию

Путешествие по экологическому музею.

Экологическая тропа

- Экологический тренинг - форма взаимоотношений людей и природы путем ролевой игры и анализа с позиции экологических норм («Спасаем Зайчика», «Поможем речке», «Обновляем лес, поляну»).

Слайд 18

Театр животных. Театральные постановки по русским народным сказкам и отдельным сценариям с участием разнообразных игрушек и масок животных, перевоплощение, способствуют развитию воображения и лучшему восприятию мира животных.

- Экологические диспуты. Ситуации для обсуждения:

- Дети сорвали большой букет цветов и подарили воспитателям. Воспитатели совсем не обрадовались подарку, а огорчились. Почему?

- Час экологического чтения

- Экологический букварь

- Выставки поделок из природного материала.

Слайд19

Экологическая инициатива – вариант экологического проекта, включает в себя виды экологической деятельности, инициированной самими детьми.

Цель инициативы – развитие самостоятельности и сознательности детей в решении экологических проблем.

Экологическая почта – форма организации разных видов экологической деятельности детей, обусловленная перепиской с воображаемым персонажем.

Экологическая экспедиция – завершает изучение крупной темы, или раздела программы и закрепляет полученные знания практическим путем.

Слайд 20

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Слайд 21

Следующая форма организации познавательной деятельности это:

Специально организованные занятия (НОД) могут проходить в виде:

• Беседы

• Экологические сказки

• Интегрированное занятие с использованием:

Музыки («Как звучит природа зимой?»)

ИКТ («Экологические кроссворды»)

Мнемотаблиц

• Игры – занятия по типу «Поле Чудес», «КВН»

• Экскурсии, Целевые прогулки по экологическим тропинкам, Квест – путешествия.

Слайд 22

Наиболее эффективной формой экологического воспитания являются походы. В последнее время практикуются походы с использованием элементов квеста. Что дают квест-походы? Они ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов. Квест-походы включают в себя игры, в которых необходимо искать различные предметы, находить им применение, решать головоломки и т. д. Идея игр проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего. Помимо очевидной пользы от физической и умственной активности, квесты учат дошкольников работать в команде и отлично сплачивают группу, способствуют развитию наблюдательности, смекалки, сообразительности. Сценарий каждого квест-похода зависит от времени года, тематического плана и направлен на решение определенного круга задач.

Слайд 23

Еще одна форма организации познавательной деятельности это:

Познавательно - игровая деятельность.

Г. Кирикэ в статье «Ребёнок и природа» подчёркивает, что игра является важнейшим методом решения задач экологического воспитания. Проводя своё исследование по ознакомлению детей с птицами, автор опирается на педагогические и психологические работы многих учёных и подчёркивает, что игры экологического содержания эффективно влияют не только на формирование элементарных экологических представлений, но и способствуют эффективному развитию мотивационной, эмоциональной и нравственной сферы ребёнка. Г. Кирикэ рекомендует использовать игры экологического содержания после наблюдений в природе, сочетать их с чтением художественной литературы – произведения К. Ушинского, В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова.

Слайд 24

О. Газина предлагает несколько различных вариантов экологических игр, направленных на решение задач по формированию экологических знаний и экологической культуры ребёнка, например «Угадай, какой ты зверь», «Назови меня», «Хищник-добыча», «Пищевые цепочки», «Снятие копий», «Лима и зайцы», «Заячья тропинка».

В. А. Дрязгунова в своём сборнике «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» отмечает, что игра имеет особое значение в формировании данных знаний. Использовать игровую деятельность она рекомендует и для ознакомления с домашними животными. «Вершки и корешки», «Загадай, мы отгадаем», «Угадайте, что в мешочке», «Созрело – не созрело», «Съедобное – несъедобное», «Магазин «Семена», «Отгадай, что за растение», «Где спрятано растение?», «Кто, где живёт?», «Путешествие», «Лесник», «Найди дерево по семенам».

Слайд 25

Заключающая форма организации познавательной деятельности это:

Экспериментирование

Экспериментирование может быть использовано в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе с воспитателем они совершают первые открытия, учатся объяснять и доказывать.

Экспериментальная работа в детском саду решает следующие задачи:

1. Развитие у детей умственной и мыслительной деятельности (анализ, классификация, сравнение, обобщение).

2. Формирование способов познания путем сенсорного анализа.

3. Социально-личностное развитие ребенка

4. Расширение представлений детей об окружающем мире,развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня; развитие элементарных математических представлений

5. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов

Элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего возраста.

Со среднего возрасте опыты усложняются.

Практика показывает, что приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем – в школьные годы.

Слайд 26

Для проведения интересных опытов и экспериментов Вам могут помочь следующие источники:

1. Дыбина, Рахманова, Щетинина – Неизведанное рядом.

2. Шапиро – Первая научная лаборатория.

3. деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории.

Слайд 27

Серия книг Марины Султановой – Простые опыты с ВОДОЙ, ВОЗДУХОМ, БУМАГОЙ, ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛАМИ.

Слайд 28

1. Губка- Секреты Волшебства, Таглина –Чудесные превращения, Зубкова – Воз и маленькая тележка чудес.

Слайд 29

Также возможно использование интернет- ресурсов.

Слайд 30

В заключении хотелось бы отметить что, в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире; Педагог не только дает максимум информации, но и научит ребенка ориентироваться в её потоке, учит не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию.

Публикации по теме:

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в условиях реализации ФГОС Тема недели НОД тема, задачи, оборудование Место в режимных моментах (форма, цель) Средства для самостоятельной деят-ти Ожидаемый результат.

Использование ИКТ-средств в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольниковИспользование ИКТ-средств в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (Материалы конференции РМО) В мае 2016 года состоялась четвертая конференция районного методического объединения по экологии для воспитателей.

Использование новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Использование новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе в группе комбинированной.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Как мы хлебушек пекли».Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Как мы хлебушек пекли». Задачи Образовательные: содействовать развитию познавательно- исследовательской деятельности дошкольников; пробуждать к самостоятельному.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Школа-фокусников» Занятие по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы "Школа-фокусников" Цель: Уточнить представление детей о.

НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства лимона» Тема: Свойства лимона. Цель: Расширить представления детей о лимоне (его свойствах). Задачи: 1. Развить познавательную активность детей.

Планирование деятельности по реализации образовательных областей на сентябрь в средней группе Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Направление Содержание Дата Содержание Дата Образовательная область.

Система методов и приемов развития познавательно-исследовательской деятельности в самостоятельной деятельности детей С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь,.

Система методов и приемов развития познавательно-исследовательской деятельности в самостоятельной деятельности детей С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование познавательно-исследовательской деятельности для реализации образовательных задач по экологии.
Опубликовано: 22 января 2017 в 15:21
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование познавательно-исследовательской деятельности для реализации образовательных задач по экологии.» (включая файлы) размещена пользователем Гульмира Хидирова (УИ 536109) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД