Гульмира Хидирова
Использование познавательно-исследовательской деятельности для реализации образовательных задач по экологии.
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Использование познавательно- исследовательской деятельности для реализации образовательных задач по экологии.
Слайд 2
Экологическое воспитание – важный компонент общего образования современного человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания.
Публикация «Использование познавательно-исследовательской деятельности для реализации образовательных задач по экологии,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Главная цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении - воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами.
Слайд 3
Образовательные задачи по экологическому воспитанию дошкольников в младшем дошкольном возрасте:
Третий год жизни
Формирование первых представлений: о людях, их деятельности; о предметах, их свойствах и функциональном назначении; о природе — о животных, живущих рядом ; о растениях дома; о природных явлениях (солнышко, дождик и др.);
Четвертый год жизни
Развитие представлений об отдельных объектах живой и неживой природы и их свойствах, дикие и домашние животные, комнатные (декоративные) и дикорастущие растения; о наиболее ярко выраженных сезонных явлениях.
Слайд 4
Образовательные задачи по экологическому воспитанию дошкольников в старшем дошкольном возрасте:
Пятый год жизни - Формирование элементарных представлений о взаимосвязях и зависимостях в окружающем мире.
Шестой год жизни - Обогащение представлений детей об объектах окружающего мира, Формирование у детей элементарных представлений о целостности природы и взаимозависимости ее компонентов, о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания, о взаимосвязи человека и природы. Формирование у детей основ экологически грамотного поведения, навыков ресурсосбережения,
Седьмой год жизни -Развитие и обогащение представлений детей о целостности природы Земли и о взаимосвязях ее компонентов, о приспособленности животных и растений к разным условиям местообитания; о круговоротах в природе.
Слайд 5
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, в период дошкольного детства познавательно-исследовательскую деятельность сопровождает игра, продуктивную деятельность.
Слайд 6
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Слайд 7
Основные формы организации познавательной деятельности детей:
проектная деятельность;
специально организованные занятия (НОД);
познавательно - игровая деятельность. Как самостоятельная, так и организованная воспитателем (дидактические, сюжетно- дидактические игры и т. п.);
экспериментирование.
Слайд 8
В последние годы одной из распространенных форм работы с дошкольниками стала проектная деятельность.
Слайд 9
В экологическом образовании дошкольников метод проектов получил признание раньше, чем в других областях дошкольного образования. Это связано, в частности, с тем, что большую роль в экологическом образовании играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.
Слайд 10
В практике современных дошкольных учреждений используется следующие типы проектов:
1) исследовательские:
2) игровые
3) информационные
4) творческие
Слайд 11
Основные требования к использованию метода проектов:
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение полученных знаний на практике.
Слайд 12
Какие экологические проекты можно реализовать в детском саду?
Тематика проектов разнообразна: от изучения ярких представителей флоры и фауны до самостоятельного выращивания растений и планомерного наблюдения за их ростом.
«Елочка - красавица», «В гостях у природы», «Юные защитники природы», «Волшебная аптека», «Наша новая клумба», «Голубая водичка», «Осень», «Весна в гости к нам пришла», Эколята – дошколята», «Есть у нас огород, там зеленый лук растет», «Покормите птиц зимой», «Мир домашних животных», «Чистый мир», «Жалобная книга природы», «Мир деревьев», «Берегите первоцветы», «Кто живет в лесу», «Заповедник», «Воздух должен быть чистым», «Сосульки», «Что мы знаем о воде», «Кто дружит с елью». «Вторая жизнь упаковки» и т. д
Слайд 13
С детьми младшей группы возможно организовать проект «Лаборатория неживой природы». Дети средней группы способны принять участие в проектах: «Маленькие огородники» ,«Птицы наши друзья» .
С детьми старшей и подготовительной группы, можно организовывать проект «Мастерская природы», «Растение – доктор», «Метеобюро по народным приметам» позволяет изучить погодные явления и научиться их предсказывать по подсказкам природы.
Слайд 14
Виды экологических проектов:
- экологическая акция
- экологический марафон
- экологическая инициатива
- экологическая почта
- экологическая экспедиция.
Слайд 15
Акция – это социально значимое, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
Слайд 16
Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).
Тематика экологических акций:
- «Как заботиться о комнатных растениях?» - «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»
- «Когда я был добрым к природе?» - «Семечко и зернышко про запас» (сбор семян)
- «Преврати мусор в красоту» (сбор бросового материала) - «Зеленая елочка – живая иголочка».
- «Покормите птиц зимой!» - «Чудо – огород». - «Каждому певцу по дворцу» - «Берегите воду!»
- «Украсим планету цветами» - «Чистый двор».
Слайд 17
Экологический марафон
Цель: формирование основ экологической культуры всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).
Экологический марафон включает в себя:
- НОД развивающего типа по окружающему миру и экологическому воспитанию
Путешествие по экологическому музею.
Экологическая тропа
- Экологический тренинг - форма взаимоотношений людей и природы путем ролевой игры и анализа с позиции экологических норм («Спасаем Зайчика», «Поможем речке», «Обновляем лес, поляну»).
Слайд 18
Театр животных. Театральные постановки по русским народным сказкам и отдельным сценариям с участием разнообразных игрушек и масок животных, перевоплощение, способствуют развитию воображения и лучшему восприятию мира животных.
- Экологические диспуты. Ситуации для обсуждения:
- Дети сорвали большой букет цветов и подарили воспитателям. Воспитатели совсем не обрадовались подарку, а огорчились. Почему?
- Час экологического чтения
- Экологический букварь
- Выставки поделок из природного материала.
Слайд19
Экологическая инициатива – вариант экологического проекта, включает в себя виды экологической деятельности, инициированной самими детьми.
Цель инициативы – развитие самостоятельности и сознательности детей в решении экологических проблем.
Экологическая почта – форма организации разных видов экологической деятельности детей, обусловленная перепиской с воображаемым персонажем.
Экологическая экспедиция – завершает изучение крупной темы, или раздела программы и закрепляет полученные знания практическим путем.
Слайд 20
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Слайд 21
Следующая форма организации познавательной деятельности это:
Специально организованные занятия (НОД) могут проходить в виде:
• Беседы
• Экологические сказки
• Интегрированное занятие с использованием:
Музыки («Как звучит природа зимой?»)
ИКТ («Экологические кроссворды»)
Мнемотаблиц
• Игры – занятия по типу «Поле Чудес», «КВН»
• Экскурсии, Целевые прогулки по экологическим тропинкам, Квест – путешествия.
Слайд 22
Наиболее эффективной формой экологического воспитания являются походы. В последнее время практикуются походы с использованием элементов квеста. Что дают квест-походы? Они ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов. Квест-походы включают в себя игры, в которых необходимо искать различные предметы, находить им применение, решать головоломки и т. д. Идея игр проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего. Помимо очевидной пользы от физической и умственной активности, квесты учат дошкольников работать в команде и отлично сплачивают группу, способствуют развитию наблюдательности, смекалки, сообразительности. Сценарий каждого квест-похода зависит от времени года, тематического плана и направлен на решение определенного круга задач.
Слайд 23
Еще одна форма организации познавательной деятельности это:
Познавательно - игровая деятельность.
Г. Кирикэ в статье «Ребёнок и природа» подчёркивает, что игра является важнейшим методом решения задач экологического воспитания. Проводя своё исследование по ознакомлению детей с птицами, автор опирается на педагогические и психологические работы многих учёных и подчёркивает, что игры экологического содержания эффективно влияют не только на формирование элементарных экологических представлений, но и способствуют эффективному развитию мотивационной, эмоциональной и нравственной сферы ребёнка. Г. Кирикэ рекомендует использовать игры экологического содержания после наблюдений в природе, сочетать их с чтением художественной литературы – произведения К. Ушинского, В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова.
Слайд 24
О. Газина предлагает несколько различных вариантов экологических игр, направленных на решение задач по формированию экологических знаний и экологической культуры ребёнка, например «Угадай, какой ты зверь», «Назови меня», «Хищник-добыча», «Пищевые цепочки», «Снятие копий», «Лима и зайцы», «Заячья тропинка».
В. А. Дрязгунова в своём сборнике «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» отмечает, что игра имеет особое значение в формировании данных знаний. Использовать игровую деятельность она рекомендует и для ознакомления с домашними животными. «Вершки и корешки», «Загадай, мы отгадаем», «Угадайте, что в мешочке», «Созрело – не созрело», «Съедобное – несъедобное», «Магазин «Семена», «Отгадай, что за растение», «Где спрятано растение?», «Кто, где живёт?», «Путешествие», «Лесник», «Найди дерево по семенам».
Слайд 25
Заключающая форма организации познавательной деятельности это:
Экспериментирование
Экспериментирование может быть использовано в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе с воспитателем они совершают первые открытия, учатся объяснять и доказывать.
Экспериментальная работа в детском саду решает следующие задачи:
1. Развитие у детей умственной и мыслительной деятельности (анализ, классификация, сравнение, обобщение).
2. Формирование способов познания путем сенсорного анализа.
3. Социально-личностное развитие ребенка
4. Расширение представлений детей об окружающем мире,развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня; развитие элементарных математических представлений
5. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов
Элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего возраста.
Со среднего возрасте опыты усложняются.
Практика показывает, что приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем – в школьные годы.
Слайд 26
Для проведения интересных опытов и экспериментов Вам могут помочь следующие источники:
1. Дыбина, Рахманова, Щетинина – Неизведанное рядом.
2. Шапиро – Первая научная лаборатория.
3. деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории.
Слайд 27
Серия книг Марины Султановой – Простые опыты с ВОДОЙ, ВОЗДУХОМ, БУМАГОЙ, ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛАМИ.
Слайд 28
1. Губка- Секреты Волшебства, Таглина –Чудесные превращения, Зубкова – Воз и маленькая тележка чудес.
Слайд 29
Также возможно использование интернет- ресурсов.
Слайд 30
В заключении хотелось бы отметить что, в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире; Педагог не только дает максимум информации, но и научит ребенка ориентироваться в её потоке, учит не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию.