марина ветерок
Знакомство детей старшей группы с традициями и обычаями русского народа
▼ Скачать +Заказ
У каждого гражданина есть свои исторические корни. Люди, жившие в давние времена, веками создавали традиции и обычаи. Обычаи - это способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Обычаи и традиции являются культурным наследием страны.
Культурное наследие страны — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое, и исчезнут они только вместе с народом.
Публикация «Знакомство детей старшей группы с традициями и обычаями русского народа» размещена в разделах
Россия - это страна с многовековой историей. Причем история эта отражена не только в официальных летописях и хрониках, но и в народной культуре – в традициях России, которые складывались и укоренялись на протяжении долгого времени.
Россия - много национальная страна и обладает высокоразвитой современной культурой, но продолжает бережно хранить традиции каждого народа в ней проживающего.
Традиции России, которыми славится и гордится страна сейчас, имеют смешанное происхождение. Часть из них пришла из древних языческих времен, когда жители Руси поклонялись силам природы и верили в свое единение с родной землей, другая часть произошла от христианских обрядов и обычаев, а третья стала своеобразным «сплавом» языческой и христианской культур.
Традиции русского народа глубоко уходят корнями не только в православие, но и в язычество. Россияне отмечают православные праздники, но и глубоко верят в многочисленные языческие придания.
Христианство подарило русским такие замечательные праздники как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу.
Знакомство детей и приобщение их к национальной культуре трактуется народной мудростью нашего сегодняшнего дня. Наши дети должны знать не только историю нашего государства, но и традиции русской национальной культуры.
В нашей группе в «программе для детей старшего возраста» есть неделя «Знакомство с традициями русского народа». Она как бы обобщает полученные знания детей.
В начале учебного года я задумалась, с чем и как, используя полученные знания детей в предыдущих возрастных группах, буду знакомить с традициями русского народа.
В течении года мы вспомнили в каких условиях жили люди в давние времена и чем занимались. На первом занятии о Петербурге, мы говорили, чем занимались жители при невской губы. В основном охотой и рыболовством и немного земледелием, так как почва у нас не очень плодородные, и погодные условия не позволяют собрать хороший урожай. Люди часто обращались к природным стихиям, солнцу, дождю, воде. Приходилось много трудиться, работа была очень трудная. Родилось много пословиц и поговорок о труде «Землю красит солнце, а человека — труд. Не потрудиться, так и хлеба не добиться. Труд человека кормит, а лень портит.» Труд был очень тяжелый и люди с большим нетерпением ждали праздников, готовились к ним.
В непосредственной образовательной деятельности в области «познания» мы изучали устройство и декор избы. При изучении лексических тем «посуда», «мебель» используя приемы и технологии ТРИЗ сравнивали утварь и предметы обстановки. Орнамент одежды и украшение русского сарафана ребята узнали на НОД в области «художественно-эстетическое развитие». Рассмотрели поделки русских мастеров. Познакомились с промыслами. Расписали бумажные фигурки, изучая узоры, дымки, гжели, филимоновской игрушки. Расписали деревянные яйца на Пасху. Русские богатыри пришли к нам на 23 февраля, ведь они были первыми защитниками земли русской. Мы рассмотрели оружие и обсудили качества какими должен обладать воины.
Мы не могли не затронуть народные праздники. В осенний праздник «Осенины», выезжая на природу в парк «Сосновка», вместе с родителями познакомили детей с народными традициями, играми. Пели народные песни. Водили хороводы, посвященные сбору урожая. Играли в народные игры. Например, «Арина».
Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина. Ей завязывают глаза. Все поют: Дорогая Арина, встань выше овина, Рученьки сложи, чье имя укажи! Арина ходит, напевая: Хожу, гуляю вдоль каравая, вдоль по караваю, кого найду, узнаю! Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.
А почему у русского народа так много обрядов и ритуалов связано с караваем? На Руси хлеб был большой ценностью. Вырастить зерно было очень трудно, и поэтому он имел особое значение. Хлеб, великий дар земли кормилице, круглой формы, напоминавшей о покровительнице солнце, выпекали по праздникам и важным событиям. Украшенным хлебом встречали дорогих гостей, а особенно красивым искусно украшенные хлеба «караваи» подавали на свадьбах. «Каравай» произошло от слова «корова», что в славянских диалектах означает «невеста». А суффикс «ай» в слове выступает символом быка, то есть мужчины. Таким образом, каравай олицетворял собой плодовитость, единство женского и мужского начала. Хлеб подносили с солью. Хлеб и соль издавна считались символами изобилия и благополучия, а соль выступала в роли своеобразного оберега. Хлебосольство, радушный прием гостей всегда был отличительной черной славянского народа. Гостей накормить. Поделиться с ним последним, спать уложить, а потом еще дать харчей с собой было вполне естественным проявлением гостеприимства. Уважение и великодушие к людям было гарантом, что хлебосольный человек никогда не узнает одиночества.
Так же не прошли без внимания праздники Рождества и Крещение. Но особенно любим детям был праздник Масленица. Мы рассматривали картины художников Кустодиева, Сурикова. Говорили о играх и забавах на масленичной неделе. На НОД «музыкальное развитие» дети играли на музыкальных инструментах: ложках, трещотке, колотушке, бубенчиках… Сжигали чучело «мары», великой темной владычицы зимних стуж. Праздник птиц порадовал детей весенними песнями, играми. А также изготовлением жаворонков. Пословицы, потешки, прибаутки, скороговорки - народный фольклор воспитывают нравственные отношения.
Любить свою Родину это значит сознавать, понимать и знать, что связывает нас с нашими предками. Беречь не только материальные богатства: здание, предметы, дошедшие до наших дней, но и духовные ценности: песни, танца, обряды, нравы, обычаи и русский дух творчества. Изучение истории прошлого России позволяет зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время. Дети начинают интересоваться своими родственниками, говорят о том, какие традиции соблюдаются в их семье. Это значит, что удается воспитывать гармонически развитых детей, уважающих традиции своего народа.