Муковоз Жужета Викторовна
Значение наблюдений для умственного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном детстве ребенок активнейшим образом познает окружающий его мир.
Л. Н. Толстой считал, что от рождения до пятилетнего возраста ребенок берет из окружающего мира во много раз больше для своего разума, чувств, воли, характера, чем от пятилетнего возраста до конца своей жизни.
Ребенка с самого рождения окружает объективный мир, созданный людьми: предметы быта, одежды, трудовые действия, человеческие отношения. Постепенно ребенок познает этот мир.
Публикация «Значение наблюдений для умственного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Таким образом, всякое познание начинается с живого созерцания, т. е. непосредственных ощущений и восприятий. Именно оно, это непосредственное восприятие окружающего мира, имеет большое значение в познавательной деятельности дошкольника. Оно создает основу и является движущей силой умственного развития ребенка. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребенка очень мал, он мало видел, слышал, осязал и т. д. У него мало чувственных данных об окружающей действительности. Поэтому одна из важнейших задач умственного развития – обогатить жизненный опыт ребенка, наполнить его конкретными ощущениями и восприятиями. Это тем более важно еще и потому, что речь маленького ребенка еще плохо развита. В его познании преобладает деятельность первой сигнальной системы, основанная на непосредственных воздействиях окружающей среды на органы чувств.
У детей младшего дошкольного возраста познавательная деятельность совершается в форме единичных представлений о предметах, и явлениях. Постепенно эти единичные представления ребенка об окружающем все более наполняются содержанием. К четырем годам у него начинают формироваться общие представления. Теперь слово вызывает в сознании ребенка представление не об одном, а о группе однородных предметов.
На основе общих представлений к пяти годам у детей начинают формироваться элементарные понятия. Именно в этом возрасте познание приобретает все большее значение. Ребенок начинает усваивать внутренние, характерные признаки объективной реальности. Понятие является такой формой познания, которая дает возможность отражать в обобщенном виде характерные признаки и свойства действительности.
Если в младшем дошкольном возрасте преобладающее значение в познании имело непосредственное восприятие окружающего, то в старшем возрасте большое место занимает словесное познание. Но при этом в работе с детьми старшего дошкольного возраста продолжаем расширять, углублять и уточнять их чувственный опыт.
Приметы и явления природы являются самыми удобными для того, чтобы приучать детский ум к логичности, т. к. логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей.
В процессе умственного развития детей и подготовки их к обучению в школе большое значение имеет обогащение их системой знаний об окружающей действительности и развитие на этой основе умственных процессов : ощущений и восприятий, представлений, внимания и речи, воображения и мышления.
Знакомство детей с окружающим их миром начинается чаще всего с непосредственного наглядного наблюдения. Сущность наблюдения заключается в умении детей всматриваться в предметы и явления, выделять в них существенное и второстепенное, замечать происходящее в окружающем изменения, устанавливать их причины. Наблюдая, ребенок запечатлевает окружающее, но постепенно получает объяснения взрослого человека, помогающие понять, что он видит. В процессе наблюдений происходит непосредственное общение ребенка с окружающим, он многое видит, слышит, осязает. Если ребенок наблюдает за живым цветком, то он видит его цвет, изгиб стебля, ощущает запах и гладкую поверхность листьев. Все это делает восприятие того или иного предмета более полным, содержательным. Поэтому задачей воспитателя является сделать мир красок и звуков, воспринимаемых детьми, по возможности богаче и разнообразнее.
Алгоритм действия при наблюдении :
Действия педагога.
1. Определелить цель и задачи наблюдения. Например: выявить особенности освоения ребёнком способов познания, изучить поведение ребёнка в ситуации совместной деятельности и т. д.
2. Определить объект наблюдения. Например: определить группу от 3 до 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течении дня, каждый день мы меняем детей и в течении 2-3 недель все дети смогут попасть в поле зрения педагога.
3. Выбрать ситуацию наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребёнка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса.
4. Выбрать способ фиксации результатов наблюдения.
.В процессе наблюдений дети учатся выделять отдельные признаки в окружающем, сопоставлять их, высказывать суждения и делать умозаключения, у них развивается рассудочная деятельность. Наблюдения, проводимые под руководством воспитателя, формируют у дошкольника произвольное внимание и интерес к окружающему. Постепенно под воздействием систематически проводимых наблюдений у детей формируется ценнейшая черта личности – наблюдательность. А это способствует наиболее эффективному умственному развитию и обучению.