Елена Матвеева
Значение и роль гуманно-личностной технологии посредством музыкального развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Значение и роль гуманно – личностной технологии через музыкальное развитие детей дошкольного возраста
• Воспитывать. самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!
Лермонтов М. Ю.
• Дети — это завтрашние судьи наши, это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые идут в мир на великую работустроительства новых форм жизни.
Горький М.
• Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством.
Публикация «Значение и роль гуманно-личностной технологии посредством музыкального развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Чэннинг У.
• Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни.
Горький М.
Гуманность, гуманизация образовательного процесса всегда были и есть, и остаются одними из важных аспектов в педагогике, в воспитании и развитии ребёнка. И так, как в центре современного образования авнимание на самом человеке, его внутреннем мире, на процессах его самопознания, саморазвития, самореализации, поэтому особую роль приобретает использование гуманно-личностной технологии во всём образовательном процессе, и которая предполагает новый тип взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса.
Что такое гуманная педагогика? Ш. А. Амонашвили отвечает «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой». В настоящее время, как никогда, детям нужна педагогика любви и добра, понимания, содействия, воодушевления, вдохновения, сочувствия, защиты. Нужна педагогика, которая будет взращивать в них духовность, благородство, великодушие, расширять их познавательное рвение, направлять на поиск своего предназначения. И гуманностью в воспитании будет опережать развитие - это и есть гуманная педагогика.
Амонашвили говорит: «Казалось бы, сегодня много талантливых детей – они рисуют картины, пишут стихи, поют и танцуют, но эти дети не творят в себе человека честного, доброго, любящего, который знает что такое совесть и нравственность. Эти критерии нельзя измерить с помощью ЕГЭ, их не покажешь на сцене, не подошьешь к портфолио. Однако воспитать в ребенке все эти качества – вот истинное предназначение учителя, воспитателя, а вовсе не в том, что бы научить ребенка читать и считать».
Организовать образовательный процесс на теории гуманной педагогике могу лишь те педагоги, которые основываются на идеи и принципы гуманной педагогики :
• воспитанию нет начала и конца;
• каждый ребенок – учитель и воспитатель;
• развивать и воспитывать в ребенке жизнь с помощью самой жизни;
• гуманизация процесса образования – необходимое условие для успешного обучения и становления личности каждого воспитанника;
• верить в каждого ребенка и любить его.
Проявление любви многогранно. И одна из его сторон – музыка. Как и ребенок, музыка рождается из любви. Любви, переполнившей душу композитора. Это может быть чувство нежности и жалости, радости и страдания. И если с самого рождения ребенок часто слышит звуки народной, классической музыки и по возможности с раннего возраста постигает тайны музыкального искусства – это благородно влияет на воспитание, закрепление в нем добрых, благородных черт характера. Недаром В. А. Сухомлинский говорил: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканты, а прежде всего воспитание человека». Развитие же творческих сторон восприятия музыки дает возможность детям почувствовать себя личностью, способной самому создать что-то удивительное, необычно красивое и любимое. Любовь к творчеству, к музыке, помогает в дальнейшем взрослеющим детям видеть в окружающей жизни больше положительных сторон, настраивать свою душу на добрый лад и также относиться к другим. А гибкость, находчивость ума и мягкость сердца, чему содействует музыкальное творчество, будут способствовать умению найти оптимальное решение из сложной жизненной ситуации.
Огромная роль в развитии у детей чувства прекрасного, стремление к познанию мира лежит на плечах музыкального руководителя. Только любовь к детям и своей профессии помогает раскрыть перед ребенком огромный эмоциональный мир музыки. Задача музыкального руководителя создать условия для эмоционально положительной атмосферы на занятиях, праздниках, развлечениях, везде, где есть взаимодействие ребенка с музыкой. Каждый ребенок вне зависимости от его музыкальных способностей должен быть успешен в музыкальной деятельности, для этого педагог должен создать ситуацию успеха. Она достигается благодаря четко подобранному музыкальному репертуару, который соответствует возрастным и личностным особенностям воспитанников.
С помощью музыки и применения гуманно-личностного подхода к детям можно достучаться до самых глубинных чувств ребенка. Слушание музыки позволяет раскрыть перед детьми красоту природы, учит ценить и беречь природу, относится к ней бережно. Музыка Чайковского, Вивальди помогает детям благодаря звукам, «увидеть краски». Дошкольники с удовольствием участвуют в беседах о музыке, высказывают свое мнение об услышанных произведениях. В ходе беседы учитывается мнение каждого воспитанника, ведь каждый ребенок «видит» музыку по своему, и педагог не должен навязывать свое мнение на произведение.
У детей дошкольного возраста не всегда все получается с первого раза, у них нет еще опыта, игрового, песенного, танцевального, исполнительские навыки находятся в стадии формирования. Задача музыкального руководителя максимально развить навыки исполнительского мастерства. Методы гуманистической педагогики, которые помогают педагогу в решении данной задачи: личный пример, одобрение, поощрение, убеждение, похвала, коррекция. И, конечно, гуманно-личностный подход невозможен без собственного отношения, без завышенных критериев к детям и постоянного саморазвития самого музыкального руководителя.
В воспитании нравственных качеств детей дошкольного возраста помогает театрализованная деятельность. В ходе театрализованной деятельности происходит получения знаний без принуждения, поскольку театрализованная деятельность предполагает игру, любимый вид деятельности ребенка. Участвуя в театральной деятельности, исполняя разные роли, дети проживают различные ситуации, познают добро и зло, что плохо, а что хорошо.
Музыкальное творчество – не только помогает внутреннему обогащению и развивает палитру чувств ребёнка, но и очищает, окрыляет душу, придает силы, и уверенности в себе, способствует укреплению гуманной жизненной позиции : передавать другим радость творчества, отдавать другим любовь через добрые дела, делиться с другими счастьем своих открытий. Ребенок, почувствовав себя творцом и участником творческого процесса, будет стремиться к творческой жизни в будущем.
Ведь, неспроста, в некоторых странах в старину музыку не только слушали, но и лечили людей музыкой…