Моисеева Елена
Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности
Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт в семье –лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье детей.
По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими
заболеваниями увеличивается с каждым годом.
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни,активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Ребёнок с первых дней жизни имеет определённые унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила,уравновешенность, подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для
дальнейшего физического и психического развития, а определёнными факторами являются окружающая среда и воспитание ребёнка.
Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны комплексно решать задачи
физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю.
Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние человека,вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение
организма. П. Н. Анохин сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.
В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет,что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений.
Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.
Цель музыкально-оздоровительной работы в ДОУ: укрепление психического и
физического здоровья дошкольников, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
В системе музыкально-оздоровительной работы ДОУ я использую следующие
здоровьесберегающие технологии:
Валеологические песенки-распевки
Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. С песенок-распевок начинаются занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают
настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Пальчиковые игры
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка,двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.
Речевые игры
Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движения, сонорные и колористические средства. Кроме того формирование речи идёт при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Игровой массаж
Повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма,
нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу.
Хор рук
Является одной их форм арттерапии, активной релаксации. Направлен на развитие двигательной фантазии детей.
Особенностями этого вида музыкальной деятельности является:
1. Восприятие музыки при помощи пластических произвольных движений с целью
гармонизации психологических функций организма ребенка.
2. Развитие чувства ритма.
3. Активизация внимания и способности подражания.
4. Развитие чувства ансамбля, слаженности общего действия.
Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно
влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель, поэтому форма используется разными специалистами в своей деятельности.
Музыкотерапия
Важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Кроме перечисленных здоровьесберегающих технологий в музыкальнооздоровительной работе могут быть использованы:
Дыхательная гимнастика Б. Толкачёва и А. Стрельниковой;
Артикуляционная гимнастика совместно с логопедом детского сада;
Оздоровительные и фонопедические упражнения под наблюдением педиатра.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения
эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его
интересов. Успех занятий не возможен без совместной деятельности музыкального
руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное
музицирование в группе.
Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:
• повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
• стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
• повышение уровня речевого развития;
• снижение уровня заболеваемости;
• стабильность физической и умственной работоспособности.