Дарья Рубанова
Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.
Работа специалистов нашего учреждения непосредственно направлена на оздоровление детей с ОВЗ, культивирование здорового образа жизни.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Работа логопеда в системе оздоровления занимает важное место, так как логопед определяет речевые отклонения у дошкольников, ведет профилактическую работу, проводит индивидуальную работу, применяет личностно-ориентированный подход процессе оздоровления воспитанников.
В своей практической деятельности я использую три вида современных здоровьесберегающих технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: коммуникативные игры, массаж, самомассаж.
3. Коррекционные технологии: технологии коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, Су – Джок терапия, коррекция моторной неловкости, развитие графомоторных навыков.
Остановимся на некоторых более подробно:
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцировке движений органов, участвующих в речевом процессе.
Наиболее распространённые из артикуляционных упражнений:
1. «Улыбка».
Губы в улыбке, зубы видны, все пальцы, кроме больших, рук сцеплены, локти отведены с усилием в стороны.
[i]2. «Заборчик». Губы в улыбке, верхние зубы прикасаются к нижним; правая рука лежит на левой, шик чтобы кончики пальцев касались локтя противоположной руки.
3. «Лопатка». Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт; левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая - сверху ладонью вверх.
4. «Часики».
Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, касаясь уголков рта; руки ладонями вниз, не касаясь стола, качаются вправо - влево. [/i]
Дыхательные упражнения. Цель дыхательных упражнений — научить детей быстро, бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе. Дыхательные упражнения дифференцируются в зависимости от возраста.
Ветерок
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.
Вертушка
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно :
- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
Мыльные пузыри
Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей.
Свистульки
Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.
- Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Маши - птичка, а у Вани - олень. Давайте устроим лесной концерт - каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!
Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
В результате использования приёмов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе:
повышается уровень обучаемости, улучшаются внимание,
корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
повышается речевая активность;
развивается общая и мелкая моторика;
формируются двигательные умения и навыки
формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис