МААМ-картинки

Консультация «Задержка речевого развития детей 3-х лет»

Елена Белевич
Консультация «Задержка речевого развития детей 3-х лет»
▼ Скачать + Заказать документы

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Публикация «Консультация „Задержка речевого развития детей 3-х лет“» размещена в разделах

21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе.

За последние годы количество детей, страдающих от задержки речевого развития, очень возросло. По данным ЮНЕСКО на 2018 год, в России живет два миллиона детей с отклонениями в физическом и психологическом развитии. Среди них немалую долю занимают дети с ЗРР. В России каждый четвёртый малыш имеет задержку речевого развития. Угрожающая масштабность этих цифр заставляет задуматься о том, что уже давно пора принимать решительные меры и вступать в борьбу с этой распространенной патологией. Актуальность проблемы очевидна. И взрослым пора всерьез задуматься над тем, как помочь своим детям, как сделать жизнь подрастающего поколения полноценной и счастливой.

Цель - исследование особенностей психомоторного и речевого развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития, разработка диагностического пособия для родителей по обследованию речи детей раннего возраста.

Задачи: 1) провести теоретический анализ современной научной

литературы по проблеме исследования;

2) выявить особенности речевого развития детей раннего возраста;

3) осуществить подбор методов диагностики детей 3лет;

4) провести обследование детей 3 лет;

5) проанализировать полученные данные по обследованию;

6) разработать и апробировать диагностическое пособие для родителей по обследованию речи детей раннего возраста.

Гипотеза: можно предположить, что применение интерактивного диагностического пособия для обследования речи детей раннего возраста позволит родителям эффективно обследовать состояние речи детей и своевременно выявлять задержку в речевом развитии.

Противоречие: большинство детей раннего возраста, проживающие в Кемеровской области не посещают дошкольные образовательные организации до достижения ими 3-х - летнего возраста (до 80%).

Родители не знают онтогенез речевого развития и не могут самостоятельно определить задержку речевого развития у ребенка.

С другой стороны именно в этом возрасте необходимо создать условия для нормализации речевого и психического развития ребенка. Исходя из выявленного противоречия, мы можем определить проблему исследования.

Проблема исследования: изучить особенности речевого развития детей раннего возраста и определить условия эффективного выявления задержки речевого развития у детей данной возрастной категории.

Чтобы не был упущен важный период речевого развития ребенка, необходимо разработать диагностическое пособие, доступное для проведения обследования речи в домашних условиях (опросник для родителей).

Объект - процесс речевого развития у детей 3лет.

Предмет - процесс выявления задержки речевого развития у детей 3.

Контингент - дети раннего возраста (3- х лет).

Экспериментальная база:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад N 93» г. Кемерово. Дети 3лет.

Этапы исследования:

1)проведение теоретического анализа современной научной литературы по проблеме исследования;

2) проведение констатирующего эксперимента;

3) разработка диагностического пособия для родителей по обследованию речи детей раннего возраста;

4) апробация диагностического пособия для родителей по обследованию речи детей раннего возраста;

5) проведение контрольного эксперимента и анализ полученных результатов.

Комплексное психолого - педагогическое и логопедическое обследование детей в возрасте трех – четырех лет, имеющих речевую патологию, включает в себя следующие разделы:

1. Изучение анамнеза (общего и речевого).

2. Методика исследования моторной сферы (общей, ручной и артикуляционной моторики).

3. Методика исследования высших психических функций: (восприятия, внимания, памяти, мышления).

4. Методика исследования языковых и речевых средств.

Комплексное обследование детей раннего возраста проводится на доступном для детей материале, предусматривающем возможность получения полной информации о недостатках психомоторного развития. Исследование психической сферы проводится совместно с психологом. Детей обследуют специалисты медицинского профиля: педиатр, невропатолог, отоларинголог, офтальмолог и др.

Обследование строится на общем системном подходе с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и возраста. Чем младше ребенок и чем ниже уровень его речевого развития, тем больше значение в диагностике имеет анализ неречевых нарушений.

В работе с такими детьми используют арттерапию, музтерапию, методы предметно-сенсорной терапии, специальные методы разработки крупной и мелкой (тонкой) моторики, методы расширения понятийного аппарата ребёнка.

Например, активно используются пальчиковые игры.

В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т. к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.

Необходимо, чтобы дома родители обеспечили ребёнку возможность разработки мелкой моторики – конструктор, пазлы, игры-вкладыши, мозаика, иг-рушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребёнком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять гравюры и примитивные вышив-ки. Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.

Рекомендуется использовать подвижные игры (методика логоритмики, развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.

Немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала, они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются, не слышат ритм и плохо улавливают интонационную окраску голосов окружающих.

Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.

Хорошо для развития речи использовать дыхательные движения: дуть на водичку, дуть в стакан с водой через трубочку, дуть на листья («Листочки полетели», дуть на метелочки из елочного «дождика».

Любые занятия должны проводиться по системе, поэтому необходимо заниматься ежедневно и под контролем специалиста.

Комплексное обследование детей раннего возраста проводится на доступном для детей материале, предусматривающем возможность получения полной информации о недостатках психомоторного развития. Исследование психической сферы проводится совместно с психологом. Детей обследуют специалисты медицинского профиля:

педиатр, невропатолог, отоларинголог, офтальмолог и др.

Обследование строится на общем системном подходе с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и возраста. Чем младше ребенок и чем ниже уровень его речевого развития, тем больше значение в диагностике имеет анализ неречевых нарушений.

Особое внимание уделяется доречевой совместной работе мамы с ребенком. Необходимо развивать моторную сферу, слуховое восприятие и ориентировку в окружающем пространстве. Рекомендуется стимулировать речь в младенческом возрасте посредством подражания звукам. в процессе

эмоционального общения.

Выводы.

1. При составлении методики преодоления задержки речевого развития у детей 3 лет учитывались принципы общей педагогики, а также специальной педагогики. В работе с данной группой детей мы ставили воспитательные, образовательные и коррекционные задачи, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Был разработан календарно-тематический план, согласно которому велись занятия с экспериментальной группой детей.

2. Работа с детьми экспериментальной группы велась по следующим направлениям: развитие мелкой, артикуляционной и мимической моторики, развитие речевого подражания и активного словаря, развитие фразовой речи, развитие понимания речи, развитие фонематического слуха на материале неречевых звуков.

3. Согласно данным контрольного эксперимента, разработанная программа является эффективной, так как показатели моторного и речевого развития детей экспериментальной группы превышают показатели контрольной группы.

Список литературы.

1. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002 Ушакова О. С.

2. Теория и практика развития речи дошкольников. – М., ТЦ «Сфера».2008 Шахнарович А. М. Общая психолингвистика. М., 1995

3. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. ,2005.

4. Волковская, Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004. Малетина Н. С.,

5. Пономарева Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.

Публикации по теме:

Консультация «Современные технологии речевого развития у детей в ДОУ» «Современные технологии речевого развития у детей в ДОУ» "Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться.

Консультация «Задержка речевого развития» В своей практике я столкнулась с такой проблемой, как задержка речевого развития у детей младшего дошкольного возраста. Родители по разному.

Консультация для родителей «Задержка психического развития» Не секрет, что на многих родителей такая аббревиатура, как ЗПР, наводит страх, они изо всех сил сопротивляются таким диагнозам, упорно доказывая,.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 2–3 лет» В марте 2019 года в нашей группе было проведено родительское собрание посвящённое вопросам дефектологии речи младших дошкольников,с участием.

Консультация «Задержка речевого развития у детей раннего возраста» Задержка речевого развития у детей раннего возраста Современные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что.

Видео «Занятие с детьми с задержкой речевого развития» Задержка речевого развития требует системного подхода в коррекции, в ходе которой ребенок не только обретает речь, но и развивается как.

Консультация для родителей «Задержка психического развития. Что это такое?» с презентацией Выступление на родительском собрании «Задержка психического развития. Что это такое?» с презентацией Слайд № 1 "Задержка психического развития.

Консультация «Задержка речевого развития» Авторы в понятие «задержка речевого развития» (ЗРР) вкладывают различный смысл. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. определяют задержку.

Консультация «Задержка речевого развития. От 0 до 3 лет» Задержка речевого развития. Практически каждый взрослый слышал такой диагноз, как задержка речевого развития. Давайте разберём, что же это.

Консультация «Задержка речевого развития ребенка — возможные причины» Задержка речевого развития у ребенка. В наш стремительный век бурных информационных технологий,в век когда легко можно стать даже "космическим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Задержка речевого развития детей 3-х лет»
Опубликовано: 9 ноября 2019 в 17:52
+59Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Задержка речевого развития детей 3-х лет»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Белевич в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД