лариса сиякина
Консультация «Задержка речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы
В своей практике я столкнулась с такой проблемой, как задержка речевого развития у детей младшего дошкольного возраста. Родители по разному воспринимают проблемы развития речи у своих детей. Одни волнуются там, где совершенно нет проблемы, а другие – упорно не хотят замечать отставаний ребенка в развитии, «он еще маленький» - успокаивают они себя, и только после посещения специалиста начинают хоть как-то решать проблему.
Публикация «Консультация „Задержка речевого развития“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Почему же возникает задержка развития, как распознать отклонения от нормы и, самое главное, как это исправить?
Если обратиться к мнениям специалистов в этой области, то можно сделать вывод, что подобные отклонения могут быть следствием проблем внутриутробного развития плода, преждевременные роды, и другие нестандартные родовые ситуации: стремительные или длительные роды, асфиксия плода, родовые травмы. Помимо прочего причиной могут быть гидроцефалия, повышенное внутричерепное давление, психические заболевания, генетическая предрасположенность и даже раннее отлучение от груди, перевод на искусственное вскармливание.
Неправильные методы воспитания в семье являются причиной задержки : частые разногласия, ссоры, конфликты в присутствии ребенка; недостаточное внимание к ребенку со стороны взрослых (взрослые слишком заняты, и ребенок предоставлен сам себе); гиперопека (предугадывается и исполняется любое желание ребенка); авторитарный стиль воспитания (ребенку диктуют каждый шаг, а с его мнением не считаются). В этих случаях у ребенка не формируется мотивация к речевому общению : ему либо не к кому обращаться, либо незачем.
У ребенка также могут быть неврологические заболевания, либо недостаточность слухового и (или) зрительного восприятия, моторики артикуляционного аппарата (движений губ, языка, мягкого нёба и др).
О том, что у ребенка задержка речевого развития говорят следующие признаки:
1. Ребенок в 2 года не пытается выучить новые слова, а продолжает использовать всего несколько отдельных простейших слов.
2. В 2,5 года словарный запас активно используемых слов и словоподражаний меньше 20. Не знает названий частей тела и привычных предметов.
3. В 3-летнем возрасте речь ребенка настолько не разборчива, что даже родные понимают его с трудом. Не говорит элементарных предложений состоящих из пары-тройки словосочетаний, не понимает объяснений, простых рассказов.
4. Малыш в 3 года говорит слишком быстро, или очень медленно, растягивая слова.
5. Ребенок постоянно ходит с приоткрытым ртом, когда без явных причин выделяется слюна, но это не связано с ростом зубок.
К сожалению, по статистике, среди мальчиков довольно высокий процент отклонений, причем как в речевом развитии, так и в психоречевом. Практически абсолютное отсутствие речи при нормальном слухе в три раза выше у мальчиков.
В своей практике я столкнулась с такой проблемой. Мою группу посещает мальчик, у которого полностью отсутствуют речевые навыки, возраст ребенка 3,5 года, хотя хорошо развито наглядно-образное мышление, кгн, ребенок воспитывается в полной семье.
Поэтому я постаралась объяснить родителям. что в основе успешного преодоления задержки речевого развития лежит своевременная диагностика и обращение к специалистам. Потребуется помощь невропатолога, логопеда, дефектолога, а при необходимости и психолога и психиатра.
Но передо мной встал вопрос, а чем же я могу помочь такому ребенку?
Весьма эффективные результаты в работе с такими детьми дают музтерапия, арттерапия, предметно-сенсорная терапия, упражнения развития крупной и мелкой моторики, а также расширение понятийного аппарата малыша.
Я включила в индивидуальные занятия с таким ребенком пальчиковые игры, ведь развитие артикуляционной и тонкой (мелкой) ручной моторики находятся рядом друг с другом и в тесной взаимосвязи. Для этого нужны игры с мелкими деталями: конструкторы, игрушки-шнуровки, пазлы, мозаики, кубики и мячики разных размеров, кольцеброс. Очень полезно рисовать пальчиковыми красками, лепить из пластилина, нанизывать бусинки на веревочку.
Использовала разнообразные техники массажа, логоритмику. Звуковые, музыкальные игры позволяют не просто корректировать речевое развитие, но и развивать внимание, умение сосредотачиваться, расширят кругозор, память и музыкальный слух.
Родителям, которые столкнулись с проблемами речевого развития у своих детей, не стоит медлить с обращением к врачу.
Если получить помощь специалиста в раннем возрасте, скорее всего к 6 годам они забудут об этой проблеме навсегда, и малыш не будет отличаться от сверстников, а возможно и перегонит их в развитии.