Александра Полякова
Эволюция, человек, космос
▼ Скачать + Заказать документы
Эволюция, человек, космос
Если бы мы познали все тайны вселенной,
мы тотчас впали бы в неизлечимую скуку.
Анатоль Франс
Всем уже давно известно, что космос – это не просто яркие звезды на темном небосводе. Это большая тайна, открывать которую человек будет еще многие столетия. Когда смотришь в это огромное, нескончаемое пространство, чувствуешь себя крошечной частичкой огромного простора Вселенной. Но ощущение это не страшит, а наоборот, вызывает большой интерес, манит и завораживает. Кажется, что там сбываются самые сокровенные желания, становятся явными самые неизвестные тайны. Сразу хочется улететь далеко-далеко к другим планетам, перепрыгнуть от созвездия к созвездию, прогуляться по Млечной «молочной» дороге.
Публикация «Эволюция, человек, космос» размещена в разделах
Для нас, педагогов, работающих в системе семейной групповой логопсихотерапии и помогающих дошкольникам преодолевать заикание, детский коллектив, как и семья каждого воспитанника – это маленький микрокосмос, обладающий всем набором вселенских вопросов и ответов. В центре этого микрокосмоса находится ребенок с его проблемами в речи и коммуникации, эмоциональной жизни. Чтобы преодолеть их, нам важно опираться на главных помощников – понимающих и поддерживающих родителей. Именно семья является значимой развивающей средой для ребенка, поддерживающей и «вдохновляющей» на важные, но трудные свершения в речи.
Вся наша система работы в дошкольном пространстве направлена на освоение самых удаленных уголков семейного микрокосмоса, незримых человеческому глазу. А на основе этого знания выстраиваем стратегию помощи. Весь режим, вся система занятий в группе «Звездочка» пронизаны стремлением не только выработать у детей навыки правильной речи и поведения, развить творческие, умственные способности, закрепить их. Организуя ситуации «успеха» во всех формах работы с детьми и их родителями, способствуем повышению у них чувства уверенности в себе, в своих силах, в правильном речевом поведении. И мы счастливы, когда в речи детей исчезают или уменьшаются запинки, их глаза светятся радостью, когда появляется горделивая осанка.
Каждый год по осени мы отправляемся в «космическое» путешествие открывать тайны далеких планет, проводить испытания на просторах Галактики. Главный спутник для детей в наших поисках Фея Красивой речи. С ней дети входят в волшебный мир, где злой Каракурт (правитель Черной Планеты) заколдовал Птицу-Говорун – правительницу Планеты Красивой Речи. Он лишил ее голоса, красоты и волшебной силы. Чтобы спасти Птицу ребятам и родителям нужно пройти через различные трудности и испытания, каждый день в течение недели выполняя задания и тем самым разрушая чары Каракурта. И первое задание для спасения Птицы-Говорун – нарисовать вместе с родителями Семейные планеты, тогда чары злого волшебника ослабеют и птица освободится из клетки.
Невозможно детям и родителям нарисовать семейные планеты, не обсудив семейные традиции, привычки и увлечения, законы и порядки. Родители, рисуя вместе с детьми, рисуя как дети, больше понимают своего ребенка. Семьи рисуют на полу, удобно расположившись рядом со своим «волшебным окошком» в открытый космос – большим листом ватмана. На выбор предоставлены самые разные материалы и инструменты, нетрадиционные изобразительные техники, которым тут же обучают педагоги. Все это способно создать позитивную мотивацию, помочь детям с родителями получить новый необычный опыт. В таком совместном творчестве больше свободы самовыражения и особого мироощущения и информации, так необходимой педагогам для работы: Все увлечены так, что перестают замечать, что происходит вокруг. Радостное совместное творчество рождает доверие, любовь и дружеские отношения между взрослым и ребенком. А мы, педагоги, получаем важную информацию о тайнах каждой Семейной планеты, взаимоотношениях и здоровых ресурсах.
В результате необыкновенного творческого процесса по созданию Семейных планет, чтобы скорей освободить Птицу-Говорун, на основе взаимопонимания и поддержки друг друга получаем самые настоящие шедевры. А потом все знакомят окружающих со своими планетами, выступают сообща, красивым громким голосом, уверенно, с интересом. Представители Семейной планеты (ребенок с мамой, папой или бабушкой, или со старшими братом, сестрой, или вся семья вместе, рассказывая, проявляют свои таланты: юмор и смекалку, умение сочинять стихи и отвечать на трудные вопросы. В каждом «волшебном окошке», как в иллюминаторе, открываются тайны и секреты семьи, её желания и мечты, привычки и традиции, интересы и увлечения. Все присутствующие узнали, кто живет на этих планетах, познакомились поближе с их обитателями.
А потом день ото дня от занятия к занятию мы уверенно идем к тому, что на завершающем празднике общими усилиями спасаем Птицу-Говорун, обретаем новую красивую плавную речь и загадываем желания. Их уносит в небо воздушный шар, чтобы далеко-далеко, в космических далях свершилось Чудо, и каждый осуществил мечту.
Для дружного коллектива педагогов, работающих с детьми, каждая семья – Космос, особая Планета, тайны которой надо разгадать, каждый член семьи – Человек, доверяющий и раскрывающий нам свои тайны. Из года в год, проводя совместные творческие детско-родительские занятия, мы можем отследить Эволюцию каждого воспитанника и его родителей, увидеть, как постепенно растет талантливая, душевно богатая, коммуникативно здоровая Личность. Мы принимаем в группу трех-четырехлетних детей, беспокойных и тревожных (их родители тревожатся не меньше, а то и больше). А к моменту выпуска в конце трудного, тернистого, но очень интересного пути каждый наш воспитанник эволюционирует от скованного, робкого и напряженного человечка к уверенному в себе и своих силах Человеку, умеющему красиво говорить, быть успешным в общении, гордо представлять свою Семейную планету в огромном мире социального Космоса.