Гульнара Жаппасбаева
Учебно-тематический план факультатива про космос «Космос — это интересно» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
"Космос-это интересно!"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Человечество живёт в веке космических инновационных технологий. В наше время молодому поколению необходимо знать, что такое космос, и иметь представление о происходящих в космосе процессах, так как жизнь современного общества во многом зависит от них.
Публикация «Учебно-тематический план факультатива про космос „Космос — это интересно“ в старшей группе» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Планирование
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Значение самого слова "космос" по-гречески – это порядок, устройство, стройность (вообще, нечто упорядоченное). В понятие "космос" входит не только мир небесных светил, но и всё, с чем мы сталкиваемся на поверхности Земли. Чаще под космосом понимают Вселенную, рассматриваемую как нечто единое, подчиняющееся общим законам. Отсюда происходит название космологии - науки, пытающейся найти законы строения и развития Вселенной как целого. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному миру? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию о космосе?
Данный факультатив позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск, решения проблемных ситуаций, исследований, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Он был направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.). В основе данного факультатива лежит интерес дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях. Работа над проектом носила комплексный характер, пронизывала все виды деятельности дошкольников, проходила в режимных моментах и на непосредственно образовательной деятельности.
Этот факультатив поможет заинтересовавшимся педагогам организовать работу с дошкольниками по формированию элементарных естественнонаучных представлений. Задача педагога состоит в том, чтобы удовлетворить потребности детей в познании, что в свою очередь приведёт к их интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Проблема:
Проявления детьми стремления к открытиям неизведанного космического пространства.
Свою исследовательскую работу мы начали с ответов на проблемные вопросы:
Что вы знаете о космосе?
Что вы знаете о планетах?
Где они находятся?
Кого вы узнали на фотографиях?
Что вы о них знаете?
Что вы хотите узнать о Космосе, о Вселенной?
Что нужно сделать, чтобы узнать
На эти и многие другие вопросы мы хотели получить ответ в процессе развития своего факультатива.
Цель факультатива :
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
Обучающие- расширять представление детей о космосе и космическом пространстве, о празднике День космонавтики, о профессии космонавта.
Развивающие- развивать познавательную и творческую активность, поддерживать и развивать интерес дошкольников к космосу, связную речь, память, логическое мышление.
Воспитательные- воспитывать патриотические чувства, способствующие гражданскому воспитанию личности; прививать чувство гордости и уважения.
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать:
-Усвоение детьми знаний, представлений о космосе, о космическом пространстве; эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
-Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете.
-Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
Формы взаимодействия с обучающимися и родителями
(законными представителями)
Формы взаимодействия с обучающимися:
-факультативные занятия;
-непосредственная образовательная деятельность;
-взаимодействие взрослого с обучающимися в различных видах;
-самостоятельная деятельность обучающихся.
Формы взаимодействия с родителями:
-информационно-аналитические формы;
-познавательные формы;
-досуговые формы;
-наглядно-информационные формы.
Факультатив предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня.
Продолжительность факультатива 25 минут.
А также включение дополнительных бесед, чтение художественной литературы, тем по изобразительной деятельности, экскурсий.
Учебно-тематический план
Месяц Тема Цель Кол-во часов
сентябрь 1 «Что такое космос?»
2 «Голубая планета - Земля» - дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
- объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса
1
1
октябрь 1 «Луна - спутник Земли»
2 «Семья планет» - выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.
- расширять представления детей о планетах солнечной системы 1
1
ноябрь 1 «Солнце - источник жизни на Земле»
2 «Хочу быть космонавтом» - уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.
- познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представление о современных профессиях; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни. 1
1
декабрь 1 Нагибин Ю. М. Рассказы о Гагарине. В школу.
2 «Космонавты у ракеты» - познакомитьс биографией Ю. Гагарина. учить осмысливать содержание прочитанного; воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса; подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.
- изучить название составных частей ракеты; самостоятельно конструировать ракету и фигуры космонавтов из природного материала, соблюдать правила безопасной работы с колющими и режущими предметами. 1
1
январь 1 Космическая фантазия
2 «Полет на Луну» - расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать цветовосприятие; поддерживать интерес к изобразительной деятельности; продолжать учить рисовать нетрадиционной техникой.
- учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, вырезать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое; закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение. 1
1
февраль 1 Сюжетно-ролевые игры: " Космонавты "
2 «Космические исследователи». - расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
- обогащение знаний детей о планетах Солнечной системы 1
1
март 1 «Путешествие Белки и Стрелки»
2 Жители космоса – звезды - Дать детям знания об освоении космоса, опытах ученых, космический аппарат, о полетах человека в космос.
- Рассказать детям о звездах, их отличия от планет, дать представление о солнце, которое дарит жизнь на земле 1
1
апрель 1 «Покорители космоса»
2 «Я космонавтом стать хочу» - познакомить детей с историей покорения космоса и первых космонавтах; расширять кругозор путем популяризации знаний о достижениях в области космонавтики; воспитывать чувство патриотизма.
- расширять представления детей о планетах и солнце; содействовать активному использованию в речи разных типов предложений; учить детей брать на себя роль ведущего. 1
1
май 1 «Лети ракета к звездам»
2 «Этот Загадочный космос»
- учить детей изображать ракету, используя вытянутую треугольную форму или овальную, наносить на нее мелкие части (иллюминатор - окно, антенны); а также звездное космическое небо приемами "печатание", "набрызг". Расширять познания детей об окружающем нас мире техники. Развивать творческое воображение
- Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста, побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтении литературы о космосе. (восковое мелки и акварельные краски) 1
1