Анжела Булдакова
Анализ общеобразовательной программы «Я — человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель программы- дать педагогу «инструмент», который поможет ему сформировать у ребенка представления об окружающем мире, представление о себе как представителе человеческого рода; о людях живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях.
Программа направлена на формирование у ребенка мировоззрения — своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его чувств.
Данная программа построена на следующих концептуальных положениях:
Публикация «Анализ общеобразовательной программы „Я — человек“» размещена в разделах
1. Интеллектуальное и нравственное развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста находится в тесном единстве, оно взаимообусловлено, способствует развитию воображения, а также простейших форм логического и абстрактного мышления, формированию самосознания и самооценки, социальных чувств.
2. Творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре.
3. Стержневым понятием программы являются знания - о человеке. Именно эти знания позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания.
Авторы указывают, что дошкольник, конечно, еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И, став школьником, сможет более осознанно воспринимать и понимать события, явления, факты социальной действительности.
4. В программе идет отбор материала между высшим и низшим порогами информативности.
Авторы считают, что необходимо не только сообщать детям знания, но и вызвать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям; способствовать развитию социальных эмоций и чувств. Поэтому в программе отобраны эмоционально близкие ребенку факты и явления.
Процесс познания социальной действительности, по мнению авторов, должен находить выражение в разнообразной детской деятельности, стимулировать детскую активность (становиться содержанием игр, изобразительной деятельности, побуждать к положительным нравственным поступкам).
5. Программа нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир.
Скорость и глубина познания очень индивидуальны и лишь частично связаны с возрастом. Многое зависит от характера накопленного ребенком социального опыта, от пола ребенка, от особенностей эмоциональной и познавательной сфер. Основное содержание программы рассчитано на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. По отдельным разделам можно начинать работу и с более младшими детьми (например, по разделам «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек — творец»). Реализуя программу, авторы рекомендуют учитывать психологические особенности возраста и уровень развития конкретного ребенка.
В методических и наглядных пособиях к программе даются рекомендации о возможности использования их в работе с детьми разного возраста. Познавательный материал по всем разделам можно давать детям в сокращенном виде, но детям, которые проявили особый интерес и понимание можно, давать эту информацию полностью.
Особое внимание уделяется организации и стилю воспитательной работы, так как именно он этот стиль служит базой и условием эффективности предлагаемой программы.
Воспитательная работа должна быть направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, был уверен в том, что его любят.
Дошкольник должен иметь представления о своих правах и обязанностях, должен овладевать нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимать их целесообразность и необходимость.
Программа «Я - Человек» включает четыре больших раздела:
1 раздел- «Что я знаю о себе».
2 раздел- «Кто такие взрослые люди».
3 раздел- «Человек-творец».
4 раздел- «Земля — наш общий дом».
Цель первого раздела - «Что я знаю о себе» — формировать у ребенка представления о своей принадлежности к человеческому роду. Воспитывать уверенность в себе, умение анализировать свои поступки, чувства, мысли. Бережно относиться к своей семье, своему роду, друзьям, другим людям, животным.
Цель раздела второго раздела- «Кто такие взрослые люди» — поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное в поведении и деятельности.
Познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей. Воспитывать доброжелательное отношение к людям.
Цель третьего раздела - «Человек-творец»-привлечь внимание к значимости творческого начала в личности человека. Воспитывать познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности.
Цель четвертого раздела - «Земля - наш общий дом» - воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту. Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране. Воспитывать чувства
гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к жителям Земли.
Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание:
1. «Что я знаю о себе»
- мой организм;
- мои чувства;
- мои мысли;
- мои поступки;
- мои умения,
- моя семья, моя родословная,
- как мы живем в детском саду.
2. «Кто такие взрослые люди»
- дети и взрослые;
- зачем и как работают взрослые люди;
- зачем и как люди отдыхают.
3. «Человек -творец»
- предметы рукотворного мира;
- человек создает технику;
- живая, неживая природа и человек;
- материалы, созданные человеком;
- человек — художник.
4. «Земля-наш общий дом»
- что такое Земля;
- какие люди живут на Земле;
- как люди заселили Землю;
- твоя страна, твой народ
Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, хотя каждый раздел имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель.
Одним из условий реализации программы авторы считают естественное «вхождение» в целостный педагогический процесс, который выстраивается по принципу выделения доминирующих воспитательно-образовательных целей. Такие цели реализуются на фоне определенного познавательного материала, содержание которого воспитатель черпает из данной программы.
Авторы предлагают еженедельно проводить следующие виды занятий:
1. Познавательные эвристические беседы.
2. Чтение художественной литературы.
3. Изобразительная и конструктивная деятельность.
4. Экспериментирование и опыты.
5. Музыка.
Особое внимание предлагается обратить на игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные, наблюдения, упражнения, трудовую деятельность, индивидуальные беседы, праздники и развлечения.
Для наиболее эффективной реализации программы авторы рекомендуют следующие советы;
- не усложнять программу, информация для детей должна быть проста и понятна, без научных терминов, но научно достоверна;
- никогда не принуждать ребенка к разговору. Беседовать с ним необходимо тогда, когда ребенок хочет разговаривать с вами на данную тему;
- не спешить с ответом на ваш вопрос или вопрос ребенка.
В программе представлены требования к уровню усвоения всех вышеперечисленных разделов. Также предлагаются рекомендации родителям, воспитателю дошкольного учреждения и учителю начальных классов для знакомства с данной программой.
Программа «Я - Человек» имеет методические комплекты состоящие из рабочих тетрадей для детей, наборов дидактических карточек и методических пособий для взрослых.