Чеботарева Лидия
Современные подходы к экологическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экология современности детства.
Статья
Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, и как следствие, формированию теории и практики экологического образования.
Публикация «Современные подходы к экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
Дальнейшее исследование этой проблемы, проведенное философами и педагогами, позволило выделить новый аспект воспитания – экологический.
Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Основная цель экологического воспитания : научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи :
- углубить и расширить экологические знания;
- привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные;
- развить познавательную, творческую, общественную активность детей в ходе экологической деятельности;
- формировать (воспитывать) чувства бережного отношения к природе.
Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания дошкольников. Однако, многообразие трудов, школ, вариативности программ обучения, творческих разработок порождают множество проблем и вопросов.
Чему учить? Каков общий состав знаний доступен дошкольнику? Каковы требования к экологической подготовке старших дошкольников? Как учить?
Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки воспитанников. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности.
На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей детей были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные. К массовым формам относится работа детей по благоустройству и озеленению помещений и территории, массовые природоохранные компании, акции, развлечения,»Зеленый патруль», «Дозор», праздники; экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке.
К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.
Индивидуальные формы предполагают деятельность детей по наблюдению за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.
Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие детей природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.
Определяются основные этапы преобразования и взаимодействия с природой в воспитательном процессе. Начальный этап построения воспитательного процесса характеризуется прежде всего вовлечением детей в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Цели этапа – приучение детей к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношений к естественной среде. Участие в деятельности, особенно когда она осуществляется в коллективных формах, выявление способности считаться с товарищами, оказывать им помощь, сочетать деловые и личные интересы, ориентироваться на правила поведения среди природы.
Особым этапом в построении воспитательного процесса является целенаправленное формирование личности дошкольника.
Необходимо различать попутное формирование качества личности, которое происходит в разнообразной деятельности, и различных отношениях с людьми, природой, и специально организованного воспитания личности. Специальная организация возникает при постановке на данном этапе воспитания конкретной цели, при индивидуализации воздействия педагога и вовлечения детей в дела среди природы, которые полагают формирование мировоззрения, убеждения, ценностные ориентации, речь, волю, характер. В отношениях реализуются функции: укрепление и обогащение связей с природой, специфического развития практических отношений, организаторского сочетания педагогического и системного подхода.
Необходимо усиление экологического воспитания дошкольников. Это важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии, приобрело законодательный характер. Оно основано на нескольких принципах, которые широко известны:
1. Всеобщая связь с живой природой. Все живое связано в единое целое цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях очевидны для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз. Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее всего нежелательные для человека.
2. Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества приобретает для человечества тот или иной вид в будущем. Изменяются обстоятельства, и животное, к которому сейчас относятся как к вредному и ненужному, может оказаться и полезным, и нужным. Если же мы допустим исчезновение какого-либо вида, то очень много в будущем рискуем потерять.
3. Принцип разнообразия. Живая природа должна быть разнообразной, только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны. Наконец, другая сторона дела – красота. Человек едва ли будет счастливым, если он лишится возможности видеть прекрасное. Итак, мы обязаны сохранить все видовое многообразие животных и растений. Важная воспитательная задача : убеждать детей в том, что все эти существа – такие же наши «соседи на планете».
Таким образом, чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание детей, мы, без сомнения, должны отказаться от ряда традиционных установок. Имеется в виду и внедрившаяся в наше сознание стремление делить природу на вредную и полезную, и глубоко ошибочного, но весьма живучего лозунга «покорение природы», «господство над природой» и взгляд на насекомое как на что-то несерьезное, не особенно нужное, наконец, широко распространенный взгляд на природу как на второстепенный предмет. Очень важно постоянно искать новые, эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе.
Таким образом, изучая литературу по данной проблеме, приходим к выводу, что правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти проблемы появятся позже и не останутся незамеченными. Анализ философско-педагогической литературы, массовой практики экологического воспитания старших дошкольников позволит сформулировать концептуальные положения о целенаправленном развитии экологической культуры как сущности и цели экологического воспитания детей старшего до школьного возраста. Находясь в поиске эффективных технологий экологического воспитания – это исследование метода проектов- метод проектов – метод практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
- метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе, стимулирующей детскую самодеятельность и идущий от детских потребностей и интересов, возрастных, индивидуальных особенностей;
- метод проектов – один из методов, выводящих педагогический процесс за рамки учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду;
- метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, стимулирует ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка. Проект – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Проект – звено в системе воспитания, звено в цепи развивающей личности программы. Исторический опыт подсказывает классификацию проектов по целевой установке: созидательные, познавательные, исследовательские проекты, общественно полезные, развлекательно-игральные, творческие и др. Значительность метода проектов видится в том, что маленький конкретный проект дошкольника может выступать именно тем «стеклышком калейдоскопа» из которых складывается общая картина – процесс экологического воспитания, процесс экологически обоснованного, грамотного взаимодействия ребенка с окружающей средой. Анализ теоретико-методологических основ экологического воспитания, изучение, осмысление и анализ социально-психологической и педагогической литературы позволили определить пути работы по формированию экологического сознания и развитию экологической культуры у воспитанников детского сада, а также определить эффективные методики педагогического процесса.