елена ерахтина
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебная лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательной активности по средствам детского экспериментирования.
Задачи:
Обучающие:
*дать возможность детям при помощи взрослых проводить элементарные опыты с использованием подручных средств и предметов;
*мотивировать детей к познавательно-исследовательской деятельности;
*формировать умение сравнивать, правильно делать выводы.
Развивающие:
*развивать у детей интерес к познавательной деятельности, смекалку;
*продолжать развивать умение самостоятельно находить решения в проблемных ситуациях;
Воспитательная:
продолжать формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать сообща, согласовывать свои действия с действиями взрослого и товарищей.
Ход занятия:
Воспитатель: шире круг, шире круг,
Справа друг и слева друг.
Мы сейчас пойдем налево,
А потом пойдем направо,
В центр круга соберемся
И друг другу улыбнемся.
-Здравствуйте, ребята. Я главный лаборант «Волшебной лаборатории». А вы знаете что такое лаборатория? Что делают в лаборатории? Для чего проводят опыты? Что такое эксперимент?
Эксперимент- это опыт, который проводят ученые, с целью подтвердить или опровергнуть свои предположения.
- А вы когда-нибудь делали эксперименты? Хотите попасть в мою Волшебную лабораторию, не просто зрителями, а настоящими лаборантами?
Предлагаю вам ознакомиться с правилами работы в лаборатории:
1. Внимательно слушать задание главного лаборанта.
2. Не трогать реактивы без разрешения главного лаборанта.
3. Не толкаться, не шатать столы, воизбежании пролива реактивов.
4. Работать в лаборатории только в специальной одежде.
5. По окончании работы делать выводы и зарисовывать их в дневнике.
Воспитатель совместно с детьми закрепляет правила работы в «лаборатории».
-Прежде чем узнать, как называется первый зал лаборатории предлагаю вам отгадать загадку.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но не виден он для нас.
(воздух)
- Первый зал нашей Волшебной лаборатории называется «Волшебник воздух»
- Где мы с вами можем встретить воздух? Для чего человеку нужен воздух? Что может случиться, если не будет воздуха?
Предлагаю вам провести первый опыт: «Дышите- не дышите»
Дети совместно с воспитателем делают глубокий вдох и задерживают дыхание, до подачи звукового сигнала.
-Что вы почувствовали, когда не дышали? Комфортно ли вам было?
Вывод: человек не может жить без воздуха, воздух нужен нам для нормальной жизнедеятельности.
Второй опыт «Воздушный шар»
Воспитатель предлагает детям надуть воздушный шар.
-Откуда взялся в воздух в воздушном шаре? Легко ли было вам надувать воздушный шар?
Вывод: мы не только вдыхаем воздух, но и выдыхаем его. Для того чтобы надуть шарик, нам надо делать более глубокие вдохи и выдохи, что может вызвать затруднение.
Воспитатель: прежде чем узнать название следующей лаборатории и перейти в нее, предлагаю вам отгадать следующую загадку:
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я.
Кто я такая?
(вода)
-Для чего людям нужна вода? Где мы можем встретить воду? Как мы ее используем? Какие свойства воды вы знаете?
Воспитатель: предлагаю вам опытным путем выяснить какими еще свойствами обладает вода.
Первый опыт в лаборатории «Волшебница вода»: «Исчезнувшая башня»
Воспитатель предлагает детям построить на тарелочке башню из четырех кусочков сахара рафинада. Затем в тарелку наливается окрашенная вода.
- Что происходит? Почему башня упала и потом совсем исчезла?
Вывод: молекулы воды очень дружные и притягиваются друг к другу, таким образом окрашенная вода поднялась вверх, до самого верха башни, после этого вода постепенно растворила сахар. Вода является растворителем.
Следующий опыт: «Непослушные вещества»
-Мы с вами выяснили, что вода является растворителем, для некоторых веществ, а как вы думаете, все ли вещества растворяются в воде?
Воспитатель с детьми проводит опыт
На столе стоят 4 стаканчика с водой, 4 ложки, сахар,соль, мука и растительное масло.
Дети и воспитатель кладут в одинстаканчик сахар-песок, в другой- соль, в третий- муку, в четвертый- выливают растительное масло, все тщательно перемешивают.
-Что мы видим (ответы детей)
Вывод: соль и сахар растворяются в воде, мука смешивается, а масло не растворяется и не смешивается, она образует пленку. Если маслянистые вещества попадают в воду в окружающей среде, то это может привести к экологической катастрофе.
Воспитатель приводит пример с крушением нефтяных танкеров в керченском проливе, из-за чего погибли птицы, рыба, дельфины.
-Настало время отправляться в следующую лабораторию, а ее название, мы узнаем, после того, как отгадаем следующую загадку.
Белое, да не снег,
Вкусное, да не мед,
От рогатого берут,
Ребятишкам дают.
(молоко)
-Название следующей «Волшебство на молоке».
-Для чего нужно молоко? Какую пользу приносят молочные продукты? Что можно приготовить из молока?
-Как вы думаете, со всеми продуктами «дружит» молоко?
-Предлагаю вам при помощи опыта узнать, с чем не «дружит» молоко.
Воспитатель совместно с детьми приступают к опыту.
-Рассмотрите молок, какое оно? (выслушиваются ответы детей)
-А сейчас берем лимонную кислоту и высыпаем ее в молоко, тщательно перемешиваем?
-Что мы видим? Что случилось с молоком?
Вывод: при смешивании молока с лимонной кислотой, молоко сворачивается, получаются творожные хлопья. То же самое произойдет у вас в желудке, если вы одновременно употребите молоко с лимоном, апельсином, мандарином. Тем самым вы принесете вред своему организму.
-Ребята, я знаю вы любите рисовать. А чем вы обычно рисуете? (ответы детей)
-А вы знаете, что на молоке тоже можно рисовать? Хотите проверить?
Воспитатель предлагает детям капнуть несколько капель красителя на тарелочку с молоком, затем взять ватную палочку, обмакнуть в жидкое мыло и опустить палочку в центр тарелочки.
-Что мы видим? Что произошло?
Вывод: краситель образует на молоке цветные пятна, а жидкое мыло растворяет жиры в молоке, тем самым образуя на молоке причудливые узоры.
Воспитатель приглашает детей в круг.
-Вот наше путешествие и подошло к концу.
-Что нового вы узнали сегодня в нашей «Волшебной лаборатории» и можете рассказать родителям?
-Для чего мы делали опыты?
-Пригодятся ли полученные знания в жизни?
Далее воспитатель проводит рефлексию. Детям предлагается выбрать и разместить на доске смайлик. Если ребенку все понравилось и он считает, что справился со всеми заданиями- веселый смайлик, если обратное- грустный.