Елена Владимировна Куликова
Воспитываем патриотизм (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 п. Красное Эхо
Воспитываем патриотизм
(из опыта работы)
Воспитатель высшей категории
Куликова Елена Владимировна
Родина… В чём смысл этого слова? На мой взгляд, быть преданным своему народу, быть готовым по первому её зову встать на защиту своего Отечества.
Публикация «Воспитываем патриотизм (из опыта работы)» размещена в разделах
Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши деды и отцы. Российский патриотизм унаследовал лучшие и богатые традиции прошлого. В нём органически слились любовь и преданность к Родине. Чувство патриотизма всегда жило и живёт в сердцах наших людей, побуждая их всемерно заботиться о процветании своей Родины, а в годы тяжких испытаний защищать её.
Да, нам есть что защищать, кем гордиться, на кого ровняться. И сегодня продолжается эстафета мужества и героизма. Когда же начинается становление гражданина – патриота? С какого возраста начинать воспитание патриотических чувств? Убеждена, что познание и приобщение к родословной семьи, посёлка, края, государства начинается задолго до школы.
Героическое – рядом, в биографиях близких и знакомых людей, в подвигах земляков, в истории дома, улицы. И обратить внимание дошкольников на это мы просто обязаны. Обязаны потому, что на смену патриоту должен прийти патриот, достойный наследник. Что же можно сделать для формирования патриотических чувств у детей в детском саду?
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Любовь ребёнка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери. Дедушке, бабушке. Любви к своему дому, улице, детскому саду, краю. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая проводиться в дошкольных образовательных учреждениях, по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма.
Методы и приёмы патриотического воспитания, используемые педагогом, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника, его эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обострённость первых чувств, понимание социальных явлений и др. Педагог должен учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному краю (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности) - значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими объектами, которые окружают ребёнка.
Воспитание патриотических чувств я осуществляю как на занятиях, так и в повседневной жизни. «Программа воспитания и обучения в детском саду» раскрывает многосторонние подходы по этой проблеме. В чём же сущность патриотического воспитания дошкольников?
Дети старшей группы должны знать в какой стране они живут, как развивалось и укреплялось отечество, о символах нашей Родины (флаг, герб, гимн). Беседы о героях войны и труда, о родном посёлке, крае, о природе; чтение книг на патриотические темы, целенаправленные игры, утренники, посвящённые красным датам календаря, и, конечно же, личный пример воспитателя и родителей – вот наше воспитание.
Огромное впечатление на детей производят встречи с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами труда, воинами Российской армии. Каждый ребёнок должен знать и любить свой Владимирский край, его удивительно богатую природу, гордиться его героями.
Проводя беседы с детьми по патриотическому воспитанию, использую пословицы: «Если армия сильна, непобедима и страна», «Знает свет – твёрже русских нет», объясняю смысл непонятных слов. Дети начинают понимать, у них зарождается чувство гордости за свой народ, уважение к традициям, обычаям. Рассматриваем и обсуждаем с детьми иллюстрации книг на патриотическую тематику, показывающие российских солдат разных родов войск, военную технику. Особое значение в воспитании патриотизма у дошкольников придаю родному слову. Знакомлю детей с истоками народной мудрости: сказками, пословицами, поговорками, песнями, потешками, загадками. Постепенно через родное слово, музыку к детям приходит понимание того, что они живут в стране, не гордиться которой – нельзя.
Кроме того, учим детей правильно называть адрес местожительства – название улицы, посёлка. Так работа по патриотическому воспитанию находит своё конкретное воплощение в формировании у детей стойких патриотических чувств к родному дому, краю, России.
И тут особый разговор о семье. Она – главный воспитатель ребёнка. Именно в ней от старших к младшим, от родителей к детям передаются знания, устои традиции, вызревают патриотические чувства. Атмосфера жизни в семье, убеждения родителей, взаимоотношения друг с другом – всё это оставляет неизгладимый след в детской душе. Главное, чтобы в семье передали детям, которых недаром называют эхом родителей, любовь к Родине, стремление служить ей. Недаром В. А. Сухомлинский говорил, что семья – это первый родник, с которого начинается большая река патриотических чувств и убеждений.
… Ребёнок рисует красную звезду, детский хор усердно учит победную песню, детский сад взволнованно готовится к народному празднику армии…
Растут наследники!
Растут патриоты!