Елена Лященко
Военно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому, на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей. С началом демократизации общества в целом из воспитания и обучения подрастающего поколения стали исчезать многие славные традиции военной истории, героического прошлого нашей страны.
Публикация «Военно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День Победы, 9 мая
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
С принятием государственных программ по патриотическому воспитанию граждан и разработки аналогичных программ во многих субъектах Российской Федерации ситуация стала меняться в лучшую сторону. Совершенствуется организация патриотического воспитания. Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал центров традиционной народной культуры, театров, библиотек и музеев. Возобновилось проведение военно-спортивных игр и других мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к малой Родине – родному краю, городу, в котором ты живешь; и гордость за свой народ и его достижения; и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Цель военно-патриотического воспитания: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Задачи военно-патриотического воспитания:
1. Формирование у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины, знакомство с главными событиями и памятными датами в истории страны в период Великой Отечественной войны;
2. Развитие патриотических чувств у детей, желание защищать свою Родину, гордиться ее достижениями;
3. Расширение и формирование представлений детей о Российской армии.
4. Воспитание осознанного уважения к памяти погибших героев, к ветеранам, празднику Победы как результату героического подвига русского народа в Великой Отечественной войне.
5. Воспитание чувства уважения к российскому солдату, его смелости, выносливости, стойкости.
Известный педагог Сухомлинский В. А. утверждал, что «детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Говоря о воспитании патриотизма, в первую очередь, мы заботимся о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы. Чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.
Патриотическое воспитание в нашем детском саду формируется через празднования государственных праздников. Стало традицией проводить праздники, такие как: «День Победы – праздник дедов», «Зарница», «Мы моряки», «День космонавтики», «Малые олимпийские игры» (ГТО, «Юные защитники», «Русские богатыри», «День России», Муниципальные мероприятия: «Лыжня России», «Кросс Наций», «Футбольная страна», «Весёлые старты» и другие.
Я считаю, что патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка подходов к организации патриотического воспитания, является актуальной задачей.
Работая в детском саду, принимая во внимание актуальность данного вопроса, решила дополнительно вести работу по теме: «Военно-патриотическое воспитание дошкольников».
Я поставила перед собой цель: воспитать в детях – маленьких граждан и патриотов своей Родины, через мероприятия посвящённые Дню Победы в городском округе.
В 2008 году впервые я и мои воспитанники стали участниками юнармейского движения городского округа Пелым. Теперь мы являемся постоянными участниками мероприятий городского округа «Юнармейское движение» и военно-спортивная игра «Зарница».
На первом выступлении у моих воспитанников были только береты. Своими руками с помощью не равнодушных сотрудников нашего детского сада сшиты комбинезоны пограничников, моряков, танкистов, георгиевская лента. Изготовлены флаги разных родов войск, деревянные автоматы.
Целью участия в юнармейском движении и военно-спортивной игре, является формирование у детей дошкольного возраста военно-патриотических чувств, воспитание чувства гордости за свою страну, уважения к ветеранам и старшему поколению, получение ярких впечатлений, окунуться в исторические моменты, закалить дух, вызвать всплеск эмоций, научить действовать быстро и сообща с коллективом.
С момента первого нашего выступления мы стали любимцами соотечественников. И с каждым годом наши выступления становятся всё интереснее и ярче. Были марш-броски и десантников, и пограничников, и пехотинцев, и моряков, и танкистов. Ритмические комплексы с флажками, автоматами, флагами разных родов войск. Музыкальные хореографические композиции «Вечный огонь», «Звезда Победы», «Георгиевская лента», «Вальс Победы», «Журавли». Исполнялись песни военных лет. Детьми изготавливались и вручались подарки ветеранам.
К 70 годовщине со дня Победы мы исполнили театрализованное представление.
Мирное время. Строевая подготовка в военной части. Дети выполняли перестроения под музыку на месте и в движении (в шеренгу, колонну, по два, по три, четвёрками); ходьба и бег «змейкой», по диагонали, шеренгой выполнение ритмических комплексов с автоматами.
Сирена. Объявление о войне.
Шум самолётов и бомбёжки. Инсценировка боя (выполнение кувырков со стрельбой из автоматов и пистолетов).
Левитан. Объявление о конце войны.
Встреча солдат-победителей с войны (девочки встречали мальчиков с букетами ромашек, обнимали их и танцевали вальс Победы).
Уход с площади. Построение солдат-мальчишек и девочек в колонну по четыре. Перед колонной георгиевская лента. Колонна уходит под музыкальную композицию «Помним».
Каждый этап инсценировки выполнялся под определённое музыкальное сопровождение.
В 2017 году мальчиками был выполнен марш-бросок под песню «Сто дней до приказа». Девочками исполнен танец «Журавли». Выпущены в небо белые воздушные шары.
Мы являемся победителями юнармейского движения среди детских садов городского округа.
День Победы был, есть и должен оставаться самым святым праздником. Ведь те, кто заплатил за него своей жизнью, дали нам возможность жить сейчас. Мы обязаны помнить об этом всегда. Будем достойны своих дедов и прадедов!
Все это дает богатейший материал для реализации высоких целей гражданского и патриотического воспитания детей, которое столь актуально сегодня.
С 2012 года мои воспитанники участвуют в военно-спортивной игре «Зарница». Которая представляет собой имитацию военных учений, с элементами соревнования в различных военно-прикладных видах спорта, игровыми элементами. При прохождении маршрута отряд выполняет различные задания. В игре каждому ребенку отведена определенная роль: разведчика, связиста, санитара, снайпера, сапера, командира отряда, каждая роль требует проявить себя в смекалке и сообразительности, проверяет на прочность и выносливость, и еще немало важно быть дисциплинированным.
Со стороны военно-патриотического воспитания. Воспитать у детей качества необходимые будущему защитнику Родины, чувство взаимопомощи, выдержку, находчивость, смелость, упорство, умение сплоченно действовать в сложных ситуациях, ответственное отношение к поставленной задаче.
Дети с удовольствием принимают участие в военно-спортивной игре. Сдают рапорт. Стараются выполнять все задания правильно, не нарушая правил. Каждый год от нашего детского сада участвуют 2-3 отряда. В этом году за основу названий наших отрядов стал наш российский флаг («Белые», «Синие», «Красные»). Отряды заняли 1,2,3 место.
В заключении хочется сказать, что роль военно-патриотического воспитания заключается, прежде всего, в том, что через игры дети развивают высокие нравственные чувства и моральные качества.
Дети научились ориентироваться в истории нашей страны, у детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия; сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.
В наших силах посадить зернышко «патриота» в каждой подрастающей личности.
Результат проведённой работы: Перемены в детях отметили и родители, и педагоги. Воспитанники стали внимательнее относиться к людям старшего поколения, блокадникам, ветеранам Великой Отечественной войны; сформирован устойчивый интерес к изучению славного прошлого своей страны, города, района; наблюдается позитивное отношение к Вооруженным Силам, к традициям российского воинства. Можно с уверенностью сказать, что реализация данного проекта способствовала приобщению детей к гражданским ценностям России, развитию духовности и нравственности, предупреждению асоциального поведения, изжитию равнодушия и безразличия.