МААМ-картинки

Консультация «Влияние электронной зависимости на развитие дошкольника. Взгляд логопеда»

Эльвира Порохова
Консультация «Влияние электронной зависимости на развитие дошкольника. Взгляд логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние электронной зависимости на развитие дошкольника. Взгляд логопеда.

Автор: Порохова Э. Г, учитель-логопед МКДОУ д/с «Рябинка» г. Тайшет

Электронная зависимость дошкольников - проблема детства, оказывает влияние на замедление речевого развития детей, снижение потребности в речевом общении. Задачи исследования: наравне с общепризнанной пользой компьютеров, телефонов и другой техники, определить их негативное воздействие на ребенка; установить, в каких условиях развивается электронная зависимость; установить взаимосвязь между электронной зависимостью и проявлениями задержки речевого развития. Результаты исследования подтверждают наличие семей, воспитывающих детей с зависимостью от гаджетов, обеспокоенных снижением темпов речевого развития.

Публикация «Консультация „Влияние электронной зависимости на развитие дошкольника, Взгляд логопеда“» размещена в разделах

Ключевые слова: связь «компьютер - дети», электронная зависимость, задержка речи, проблема воспитания в семье, анкетирование.

За последние 20 лет одной из остро стоящих проблем является возрастание количества детей с речевыми нарушениями, так детей с общим недоразвитием речи возросло с 4 до 32% (по данным ВОЗ – Всемирной организации здравоохранения). Изменение ситуации не в лучшую сторону педиатры и психологи обуславливают ухудшением экологии, снижением качества здоровья, увеличением количества родовых травм, а также появлением в нашей жизни различных новшеств и благ цивилизации, к которым можно отнести компьютеры и их производные «гаджеты1.

Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелё нок начинают интересоваться гаджетами: раз мама и папа так много внимания уделяют этим вещам, значит, они, действительно, интересны. Отношение родителей к внедрению гаджетов в жизнь ребё нка неоднозначное: одни активно их используют, с восхищением говорят о том, как их ребенок хорошо владеет «гаджетами», другие настойчиво пытаются оградить своих детей от современных веяний.

С появлением в нашей жизни электронных помощников появилась и новая проблема: электронная зависимость. И если при упоминании этой проблемы мы чаще подразумевали школьников подросткового возраста, то сейчас эта проблема захватила и дошкольников. Новые современные веяния диктуют свои условия, и от современной техники нам никуда уже не уйти. Связь «Компьютер и дети» с каждым годом становится все прочнее. Но насколько безопасна такая связь? Нужно ли давать ребёнку в руки планшет или телефон? Стоит ли ограничивать ребёнка во времени при просмотре мультфильма или компьютерной игры? Какое влияние оказывает электронная зависимость на развитие детей, в частности на речевое развитие?

Эти и подобные вопросы, возможно, стоит задать психологу, но попробуем рассмотреть этот вопрос с логопедической точки зрения.

1Гаджет (англ. gadget, приспособление, прибор, штуковина) — устройство, выполняющее ограниченный круг задач (специализированное, отличающееся малыми размерами, подключаемое по стандартизированному интерфейсу к более сложным устройствам (ru.wikipedia.org).

Группу широко распространенных гаджетов представляют мобильные телефоны и их производные (смартфоны и коммуникаторы). Без них мы не представляем себе нашу современную жизнь.

Остановимся на том, как растет и развивается современный малыш.

Как только ребенок овладевает способностью сидеть самостоятельно, ему вручается старый телефон, планшет, или, включается телевизор. Ребенок чем-то занят и у мамы есть время для себя. А как гаджеты выручают мам и пап в очереди в детскую поликлинику, в любой ситуации ожидания, когда родители не знают, как занять ребенка, или не хотят напрягаться – электронный друг выручит вас везде! Наблюдая большое количество семей, беседуя с родителями, нередко слышишь от них: «Мы не знаем, что с ним делать, он закатывает нам истерики, если мы не даем ему или забираем телефон (планшет)», «Он может сидеть целый день и его даже на улицу не уговоришь выйти.» и др.

Нередко гаджет дает возможность родителям быть средством для «послушания» ребенка - «Если будешь делать как я скажу – дам поиграть», наказания – «Будешь себя так вести – отберу планшет», средством отдыха для передышки самих родителей – «Ребенок занят, сидит тихо, не мешает». Страдания родителей по поводу «Почему мой ребенок плохо говорит, в кого он такой?» порою вызывают желания ответить: «Что посеешь, то и пожнешь». Самое страшное в этой ситуации, что наши дети не умеют общаться, играть, фантазировать, выстраивать диалог. В дошкольном детстве ребенок должен освоить важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. Сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Так, эволюция действия по Д. Б. Эльконину проходит следующий путь: ребенок ест ложкой, затем манипулирует ложкой («кормит куклу», как мама, далее его действия все более схематизируются, кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку.

А для компьютерной игры характерно преобладание механического следования игровому сюжету с погружением в полисенсорный мир звуков и ярких цветовых эффектов, многократный повтор действия для достижения результата, малоосмысленное продвижение по уровням сложности и др. Такая игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. При этом она привлекает ребенка сенсорными эффектами, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей.

Давным-давно, еще в прошлом веке Борис Гребенщиков пророчески спел: «Наши телефоны будут наши друзья». Это очень печально и страшно, когда только телефон – друг, и не только телефон. Электронная зависимость способна привести к тому, что соцсети заменяют личные встречи и общение. В общем, когда вся реальность переходит в виртуальность, ребенку хорошо с телефоном или планшетом и никто ему больше не нужен. А если это вошло в жизнь еще на раннем возрасте, ребенок все чаще молчит, снижается его речевая мотивация и потребность в живом общении. Экран телевизора, планшета вытеснил сказки и колыбельные песенки, разговоры с родителями. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это таит в себе серьёзные опасности не только для здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много, но и для его психического развития. В настоящее время, когда взрослеет первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными.

Первое из них – отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержку речевого развития : дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всём мире. Как показали специальные исследования, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!

Однако, при чём здесь телевизор и гаджеты? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма? Разница огромная. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причём, включён не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам. Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком». В последнее время педагоги и психологи всё чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни «дефицит концентрации». Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро отвлекаются, переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. По данным исследования Института педагогики и экологии медиасредств (Штутгарт, Германия) – это непосредственно связано с экранным воздействием. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана. Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Французские авторы Кристин Керделлан и Габриэль Грезийон в книге «Дети процессора. Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых» отмечают, что электронные игрушки способствуют появлению поколения детей, которые учатся стрелять раньше, чем говорить. Существует огромное количество развивающих и обучающих компьютерных программ для дошкольников. Это не «ходилки» и «стрелялки», а игры, которые помогают специалистам (логопедам, дефектологам, психологам) развивать способности ребенка и проводить коррекцию нарушенных функций. Кроме таких игр существуют образовательные программы по обучению детей дошкольного возраста, где компьютерная игра является элементом занятия, а не просто развлечением. Через 15 мин после начала занятия (либо игры) за компьютером с детьми необходимо провести специальную гимнастику для снятия зрительного напряжения, а в конце занятия (игры) – физкультурную минутку для снятия мышечного напряжения. Длительность занятия за компьютером определяется санитарными нормами: 25 мин – для детей 5–6 лет, 30 мин – для детей 6–7 лет.

В 2017 году нами в ДОУ было проведено анкетирование родителей детского сада (60человек, 30% из которых были родители детей логопедической группы. Анкетирование показало следующие результаты: 1)96 % имеют дома электронные устройства, 4 % - не имеют; 2) 25 % (15 семей) отметили, что у ребенка имеется непреодолимая тяга к гаджетам, из них 7 семей, воспитывающих ребенка – логопата (это составило 46%); 3) На вопрос «Как часто ваш ребенок играет в электронные игры были получены ответы: каждый день – 53% ; не часто –30 %; редко или не играет вовсе – 17%; 4) «Мешает ли вашему ребенку увлечение компьютерными играми общаться?» мешает – 25% (15 семей, не мешает – 75.

Родителям детей с электронной зависимостью было рекомендовано установить строгий дозированный режим в использовании гаджета, заменить простые игры на развивающие и обучающие, найти совместное занятие с ребенком целью уменьшения времени сидения за электронным устройством, ввести в семье традицию «День без компьютера, интернета и игр». Через 2 месяца использования такой «терапии» 7 семей отметили положительные сдвиги на пути вырвать ребенка из мира виртуальной реальности и наполнить его жизнь живым общением.

В заключении, хотелось бы отметить, как можно дольше оттягивать знакомство ребёнка с компьютером до тех пор, пока он, по-настоящему, не станет большой необходимостью. В возрасте от 3 до 6 лет происходит интенсивное развитие психики, более важными являются активные игры, а не компьютерные. Они оказывают положительное влияние на нервную систему, способствуют развитию моторики (особенно игры с природными материалами, речи и обеспечивают зарядом положительных эмоций. Пусть ребёнок рисует, играет, конструирует, лепит, придумывает, строит, общается. Пусть живёт реальной жизнью. А компьютер от него никуда не денется. Он научится его использовать за несколько дней, когда придёт время. Не нужно торопить события. Пусть детство будет настоящее, а не компьютерное.

Список литературы

1. Белоусова М. В., Прусаков В. Ф., Уткузова М. А. Расстройства аутистического спектра в практике детского врача // Практическая медицина. — 2009. — № 6 (38). — С. 36-41, https://mfvt.ru

2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М. : Смысл, Эксмо, 2004. — 512 с.

3. Карпов А. М., Чудновский Е. В., Герасимова В. В. и др. Компьютерная деятельность детей — фактор риска психических и личностных нарушений. Тезисы докладов III международного симпозиума «Феномены природы и экологии человека». — Казань, 1997. — С. 201-202.

4. Керделлан К., Грезийон Г. Дети процессора: как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых. Пер. с фр. А. Лущанова. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 272 с.

5. Развитие личности ребенка / Под ред. Л. А. Головей. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. — 576 с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Влияние пальчиковых игр на речевое развитие дошкольника» Введение. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость.

Консультация для родителей «Влияние телевидения и компьютера на социальное здоровье дошкольника» Наше время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий. Современные дети быстро осваивают управление.

Консультация для воспитателей «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника» Консультация для воспитателей «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника». Важное значение.

Влияние музыки на развитие личности дошкольника Сегодняшняя школа ожидает дошкольников с развитыми умом и восприятием, которые уже в состоянии решать сложные задачи аналитико-синтетического.

Нетрадиционная техника-квиллинг и ее влияние на развитие творчества у дошкольника Нетрадиционная техника – квиллинг и ее влияние на развитие творчества у дошкольника. Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени.

Организация предметно-развивающей среды в зависимости от вида деятельности дошкольника Вид деятельности Оборудование Игровая деятельность Еще один тематический комплекс: домик-теремок — ширма, со скамеечкой или модулями внутри,.

Фотоотчет «Районный семинар «Влияние взаимосвязи музыки и других видов деятельности на развитие личности дошкольника»Фотоотчет «Районный семинар «Влияние взаимосвязи музыки и других видов деятельности на развитие личности дошкольника» 4 октября 2017 года на базенашего МБДОУ «Нивенский д/с» прошел семинар для педагогов и родителей "Влияние взаимосвязи музыки и других видов.

Организация предметно-развивающей среды в зависимости от вида деятельности дошкольника Вид деятельности Оборудование Игровая деятельность Еще один тематический комплекс: домик-теремок — ширма, со скамеечкой или модулями внутри,.

Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольника Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания.

Консультация «Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника» Компьютерные игры – сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы. Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Влияние электронной зависимости на развитие дошкольника. Взгляд логопеда»
Опубликовано: 20 августа 2019 в 10:42
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Влияние электронной зависимости на развитие дошкольника. Взгляд логопеда»» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Порохова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД