Алла Кибальская
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Кибальская Алла Викторовна
Воспитатель «ДС»Ивушка»
ЯНАО г. Новый Уренгой
Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.
Публикация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения.
Общение со взрослыми носит положительно эмоциональный, предметный и деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и, разворачивается позднее.
При недостатке общения, речь ребенка не развивается, и он может вырасти замкнутым. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка средства устного народного творчества.
Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности.
Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Малый фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам.
Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей.
Таким образом, малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Итак, посредством малых форм фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
Цель:
• способствовать эмоциональному развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора.
Задачи:
• приобщить детей к устному народному творчеству, развивать их речь.
• вызвать эмоционально положительное отношение к потешкам, сказкам, пестушкам
• способствовать сохранению радостного настроения во время пребывания в ДОУ
• воспитывать гуманные отношения
Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, сказкам, стихам, прибауткам, я решила, что они помогут мне «разговорить» малышей, воспитать и способствовать появлению желания общаться. Работу я начала с создания условий в развивающей среде. Оформила «уголок ряженых и любования», с помощью родителей сшили сарафаны, рубашки, короны, изготовили кроватку-кочалку, в которой спит кукла Машенька. А также оформила картотеку потешек
В группе имеется настольный, пальчиковый театр «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», а также театр рукавичек. Также вместе с родителями сшили шапочки для инсценировки сказок и потешек. В книжном уголке дети с удовольствием вместе со мной и помощником воспитателя, рассматривают книжки, картинки с потешками, сказками и проговаривают отдельные слова и фразы. Дети очень любят качаться на лошадке, приговаривая:
Еду-еду, к деду, к бабе
На лошадке, в красной шапке.
А также мы очень любим играть в хороводные игры: «Жили у бабуси»,» «Мыши водят хоровод», «Ласковые имена», «Колпачок», «Мы на луг ходили», «Угадай, кто я?», «Ходит Ваня», «Всем Надюша расскажи», «Галя по садочку гуляла» и в игры, развивающие движение кистей рук, где использую народные песни и потешки.
Проводила с детьми занятия на тему: «Котя-котенька», «В гости к бабушке», «Петушок и его семья», «Кукла заболела», «Едем к кукле в гости», «Зимушка-зима», в которых знакомила детей с фольклорными произведениями.
Во время утреннего приема, если ребенок капризничает, не хочет расставаться с мамой, ласковым голосом обращаюсь к нему:
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи- их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Познавая окружающий мир по средствам устного народного творчества, дети усваивают словесные, образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения. Наряду с этим идет важная составная часть занятий по развитию речи – работа над формированием словаря.
Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.