Галина Зосимова
Влияние продуктивных видов деятельности на развитие детей с нарушениями слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель логопедической группы
Зосимова Галина Михайловна
Наши воспитанники, дети с нарушенным слухом, любят рисовать, лепить и конструировать, так же, как и слышащие дети. А по мере овладения продуктивными видами деятельности в процессе целеноправленного обучения,рисование становится любимым занятием детей с нарушением слуха.
Публикация «Влияние продуктивных видов деятельности на развитие детей с нарушениями слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Даже под руководством взрослого, эти воспитанники овладевают изобразительной деятельностью позже, чем их сверстники. У большинства детей просто нет мотивации к изобразительной деятельности, и, только наблюдая за своими товарищами, они начинают стремиться сами к продуктивной деятельности. В практике моей работы с такими детьми наблюдается первоначальное отсутствие соотнесения своих первых каракулей с реальными предметами. Понятно, почему так происходит: у таких детей, с нарушенным слухом, имеются трудности в формировании образа представлений, в частности, нечеткость, расплывчатость эталонных представлений, не закрепленных в слове. Замедленно происходит становление целостного образа предмета, что находит свое отражение в составлении целого из частей.
Предметный рисунок появляется у детей с нарушенным слухом позже, чем у слышащих ровесников. Тематическое рисование появляется к 4 – 5 годам. Всегда отмечается тяготение к образцам взрослых, склонность к детализации рисунков. Сюжетное рисование в силу ограниченности речевого общения появляется поздно и развитие его ограниченно и индивидуально.
Наши воспитанники с нарушением слуха занимаются продуктивными видами деятельности вместе с другими своими сверстниками. То есть тематика деятельности для них одна и та же. Другой подход к ним и ожидаемый результат. Чаще всего, особенно на начальном этапе обучения, с такими детьми является совместная деятельность с воспитателем. Иногда – индивидуально, иногда с двумя детьми. Все зависит от сложности темы, ожидаемых результатов и ситуации.
Важно понимать то обстоятельство, что ребенок с нормой слуха в продуктивной деятельности, опирается сразу на несколько анализаторов (тактильные ощущения, зрение, слух, ребенок с нарушенным слухом, способен воспринимать информацию тактильно и через зрение.
Одним из главных методических приемов обучения является вариативный показ способов и последовательности изображения. На начальном этапе – инструкция – «смотри и делай как я». Работа по изодеятельности строится с такими воспитанниками по принципу «подражание взрослому» Предлагая ребенку порисовать, лепить, тот или иной предмет, объект, игрушку, вначале надо дать возможность хорошо ознакомиться с ним: ощупать, погладить, обвести пальцем и ладошкой, поиграть…
Конечно, здесь действует и хорошо знакомое правило: сначала лепим, потом рисуем.
Очень важны в работе и дидактические игры: по ориентировке на листе бумаги, дорисовке знакомых предметов, соотнесение геометрических форм и реальных предметов, составление сюжетных картинок и композиций из готовых фигурок деревьев, цветов, животных, людей, составление целого из частей, составление предметов из геометрических фигур, рассматривание иллюстраций, фотографий и так, и далее.
Уровень сенсорного развития не слышащих или слабослышащих детей претерпевает существенные изменения в процессе обучения. Возможности усвоения сенсорного опыта увеличиваются по мере овладения речью.
При рано начатом систематическом обучении, дети с нарушениями слуха могут достигать хорошего уровня сенсорного развития, практически догоняя своих сверстников.
Дошкольники с нарушением слуха прибегают к многократным пробам, фиксируя внимание на цели, а не на способах её достижения. Лишь некоторые дети, старше 5 лет, действуют на уровне зрительного соотнесения. Переход к наглядно- образному мышлению предполагает оперирование представлениями, сформированными в процессе зрительной ориентировки. Постепенно дети овладевают возможностями практического анализа, синтеза и наглядного обобщения.
Вместе с тем, участие детей в жизни группы, в практической деятельности, ориентировки в окружающем мире, осмысление назначения различных предметов, событий, явлений, способствует возможности осуществлять практический анализ, синтез и наглядное обобщение.
Дошкольное воспитание в кругу слышащих сверстников, раннее обучение речи, ускоряют компенсаторный путь детей с нарушенным слухом. Происходит частичное замещение слухового восприятия зрительным.
Изобразительная деятельность является для не слышащих и слабослышащих детей не только одним из важнейших, но и доступных средств эстетического развития, развития эмоциональной сферы, успешной социализации воспитанников. Так как изобразительная деятельность развивает активность, инициативность, формирует элементы самооценки, то развивается эмоциональное восприятие окружающего мира. Нельзя не сказать о значении наглядности, доступной в наших условиях детского сада: это прекрасные репродукции картин художников, образцы чудесной скульптуры малых форм (фигурки и статуэтки). Совместная деятельность с детьми по рассматриванию, общение, обследование фигурок, эмоции, - все это дает лучшие результаты в ходе непосредственного рисования, лепки и аппликации детей. В работе с родителями обращаем внимание на посещение детей с родителями наших прекрасных петербургских музеев, выставок, прогулок по историческим местам города.
Итак, в продуктивной деятельности выделяем направления коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха :
• Формирование изобразительной и конструктивной деятельности
• Использование изодеятельности в качестве сенсорного воспитания
• Формирование представлений о мире
• Эстетическое воспитание
• Формирование речи.
Пути обучения:
• Организация ориентировочно - исследовательской деятельности
• Обучение навыкам на основе подражания (организация двигательного образца)
• Проведение упражнений с целью отработки движения руки, их качеств, повтор детьми словесной инструкции, запоминание правил и их регуляция с помощью движений.
Все эти способы должны использоваться в единстве.
В заключение необходимо сказать о том, какие правила надо использовать в работе с детьми с нарушением слуха :
• Разговариваем нормальным голосом, не кричим и не шепчем
• Если ребенок имплантирован, располагаемся со стороны аппарата
• Ребенок должен видеть лицо взрослого
• Обеспечиваем детям участие во всей деятельности наряду со слышащими воспитанниками
• Только индивидуальный подход
• Добиваемся ответной речевой реакции
• Обращаемся к ребенку короткими фразами, четко.
Работая с детьми с нарушенным слухом, можно заметить, что, при систематических занятиях с ними, соблюдая все принципы, выше перечисленные, в итоге мы получаем более раскрепощенного, эмоционального, и инициативного ребенка.