оксана исаева
Статья в научно-методический журнал на тему: «Маленькие исследователи».
▼ Скачать + Заказать документы
Статья в научно-методический журнал на тему :
«Маленькие исследователи».
Что более всего любят наши дети? Экспериментировать! Природа наградила их одним единственным инстинктом накопления разнообразных сведений о мире, передав на многие годы все остальные функции взрослым. Этот инстинкт очень силё н: ребёнок всё старается увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, понюхать, разобрать, ведь своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Публикация «Статья в научно-методический журнал на тему: „Маленькие исследователи“,» размещена в разделах
Оно пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, прогулку, сон. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка. И воспитателям, родителям нужно использовать стремление детей познать.
Мир будит в малыше азарт «первооткрывателя» Ему хочется испытать все самому (а что будет, удивиться неизведанному, познать новоe в знакомом. Найти ответы на вопросы «почему?», «как?» и для взрослого большая удача, а для ребёнка! Знания и умения, полученные во время исследования, запомнятся надолго.
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл», утверждал К. А. Тимирязев.
В процессе самостоятельной исследовательской деятельности осуществляется не простой, а многоуровневый эксперимент: физический
(ребёнок учится управлять своим телом и отдельными органами, природоведческий, социальный, познавательный, личностный (узнаёт свои личные возможности, поведенческий (моделирует своё поведение в различных жизненных ситуациях).
Практика работы воспитателем показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных, в исследователей, в лаборантов и проводят разнообразные опыты и эксперименты. От нас, взрослых, требуется только одно – создать условия! Мини-лаборатории, центры экспериментирования оборудованы в каждой возрастной группе детского сада. Главное, чтобы они были доступны, достаточны и безопасны.
Мы не имеем права обязать ребёнка экспериментировать. Наша задача неизмеримо сложнее: мы должны сделать так, чтобы ребёнок сам захотел всё это делать.
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - гласит мудрая китайская пословица. Пусть эти мудрые слова станут путеводителем для каждого воспитателя, для каждой мамы и каждого папы!
Вот пример одного из экспериментов, которые я провожу в своей группе. Он прост и доступен как для воспитателей, так и для родителей.
Конденсация
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы послушаем сказку про Настеньку и Бабу-ягу.
Дети погрузились в мир сказки, с большим интересом слушая историю о Настеньке. Но у Насти возникает проблема, ей нужно отгадать загадку Бабы-яги. Попить воды из горячего котла. Дети с сочуствием приходят на помощь Насте, предлагая выход из сложной ситуации (убежать от Бабы-яги, снять котел и остудить воду, убить Бабу-ягу и, наконец, охладить воду).
-Ну конечно!
Вместе с детьми мы вспоминаем стишок, который учили раньше:
Если сильный-сильный жар,
Из водички будет пар.
Если пар вдруг охладится-
Превратится пар в водицу.
На опыте дети наблюлают превращение пара в капельки воды, капли воды стекают в стакан.
Так мы вместе с детьми помогли Насте отгадать загадку и превратить пар в капельки воды, и, конечно, попробовали сами «напиток».
У детей сформировалось представление о конденсации воды - превращении пара в воду. Они сделали вывод: чтобы найти выход из сложной ситуации, нужно много знать. Это и есть серьёзное исследование в игровой форме.
Об эффективности опытно-исследовательской деятельности в детском саду говорят не только положительные результаты диагностики, но и горящие, восхищённые глаза детей при проведении опытов и экспериментов, при познании нового, неизведанного и удивительного в обычных явлениях и предметах. Согласитесь, это дорогого стоит! Желаю успеха в воспитании детей.