Олеся Анатольевна Заворина
Проект «Маленькие исследователи» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». (В. А. Сухомлинский)
На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории, благодаря Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта.
Публикация «Проект „Маленькие исследователи“ (средняя группа)» размещена в разделах
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он по своей природе - исследователь. Чего только мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.
Цель проекта : Обогащение опыта познавательно - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами.
Задачи проекта :
Для работы с детьми
1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:
*Наблюдения за объектами неживой природы;
;
2. Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к окружающему миру.
3. Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.
4. Формировать коммуникативные навыки.
Для работы с родителями
1. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.
2. Выполнять совместные задания по проекту.
Для педагога
1. Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
2. Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.
3. Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.
4. Помогать детям добывать знания.
.
Вид проекта : познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Время реализации проекта : сентябрь 2014г. – май 2015г.
Участники проекта : воспитатели, дети средней группы, родители воспитанников.
Предполагаемый результат:
Для детей: Расширение знаний о свойствах воды, воздуха, почвы, песка, глины, камней, магнита и их роли в окружающем мире; формирование бережного отношения к природе; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой;
Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Формы реализации проекта :
Формы работы с детьми:
Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение х/л, тематические прогулки, оформление фотоальбомов, коллекционирование.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.
Этапы реализации проекта :
I этап –подготовительный (сентябрь)
-Диагностирование детей, анализ полученных результатов;
-Анкетирование родителей;
-Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
-Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории
II этап – основной (октябрь -май)
-Составление плана работы над проектом.
- Определение времени в режиме дня группы для реализации проекта.
- Разработка игр, конспектов НОД с элементами экспериментирования.
-Работа по блокам
Тема
месяца Организованная
образовательная
деятельность Совместная деятельность взрослого с детьми Самостоятельная деятельность детей Работа с
родителями
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь Песок и глина
Цель: Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни. *НОД «Путешествие к Песочной фее»
* Беседы: «Животные и песок», «Где используют песок и глину».
* Чтение Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» : «О связи неживой и живой природы». *Исследовательская деятельность
Опыт 1.
«Легко ли сыплется песок и глина?»
Опыт 2.
«Из чего состоит песок и глина?
Опыт 3.
«Легкие ли песчинки и частички глины?
Опыт 4.
«Куда исчезла вода?»
Опыт 5.
«Лепим из влажной глины и песка»
Опыт 6.
«Пропускаем воду через песок, глину»
*Игра «Испечем пирожки для куклы Кати».
*Дидактическое упражнение «Узнай на ощупь».
*Моделирование из песка и глины.
*Конкурс на лучшую постройку из песка. *Рисование палочкой на песке.
*Создание «песчаных картин».
*Лепка из глины.
*Роспись глиняных изделий.
* Эксперименты:
«Песчаные бури», «Норка для мышки»,
«Следы на песке», «Моем сапожки» (от чего легче отмыть обувь – от песка или глины)
*Родительское собрание «Как прекрасен этот мир, посмотри!»
*Анкетирование «Экспериментальная деятельность и ваш ребёнок»
*Приобретение оборудования для детской экспериментальной лаборатории.
Н
О
Я
Б
Р
Ь
Камни
Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их особенностями, значением для человека.
*НОД «Зачем человеку нужны камни».
*Беседа «Живые камни».
*Исследовательская деятельность
1.«Какие камешки бывают».
2. «Камни твердые»
3. «Может ли камешек плавать?»
*Лепка «Разноцветные камешки и картины»
*Рисование по замыслу «Волшебные превращение камней»
*Чтение сказки
П. Бажова «Серебряное копытце».
*Постройка из камней дорожки к домику собачки.
*Игра на развитие воображения «Живые камни»
*.
*Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
*Изготовление памяток для родителей по развитию любознательности дошкольников.
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь Волшебница
Вода
Цель: формировать представления о значении воды в жизни человека, продолжить знакомить детей со свойствами воды
Познакомить детей с круговоротом воды в природе. *НОД «Ходят капельки по кругу»
*НОД «Чтение рассказа
Д. Перина «Живая вода»;
*Беседа по рассказу «Как люди речку обидели»
*Исследовательская деятельность
Опыт №1
«Вода жидкая, она льется»
Опыт №2
«Прозрачная вода».
Опыт №3
«У воды нет запаха и вкуса».
Опыт №4
«У воды нет формы»
Опыт №5
«Вода – растворитель»
Опыт №6
«Что плавает в воде».
Опыт №7
«Очистка грязной воды»
Опыт №8
«Три состояния воды»
*Чтение стихотворения Б. Заходера «Течет река».
*Отгадывание загадок, заучивание потешек, стихов о воде, чтение текстов из энциклопедий с рассматриванием иллюстраций. *Игра с водой «Тонет – не тонет»,
*Наблюдение за облаками,
сосульками, морозными
узорами на окне. *Опыты с водой, льдом
*П/и «Ручеек», «Мы–капельки»,
*Д/и «Цепочки реки», «Этажи реки»
*Подборка с детьми стихотворения и загадок
о явлениях природы, связанных с
водой (роса, снег, лед, дождь).
*Изготовление книжек-малышек о воде.
*Подготовка с детьми рассказов «Как мы с мамой дома проводили опыты с водой».
Я
Н
В
А
Р
Ь Снег и лед – это тоже вода.
Цель: Формировать представления о снеге и льде, их свойствах. *НОД по художественному творчеству (Рисование)
«Зимние забавы»
*Исследовательская
деятельность
Опыт№1 «Замораживание воды»
Опыт №2
«Таяние снега»
Опыт №3
«В какой воде снег тает быстрее»
Опыт №4
«Сравнение кусочка льда и кусочка снега»
* Чтение: Е. Благина «Снег», А. Дэви «Зима», «Снежинка», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», М. Лесна-Раунио «Мы снежинки, мы пушинки»
*Наблюдение за падающими снежинками.
* Рассматривание альбома «Зима».
*Лепка «Снеговик» (из снега)
*Рассматривание снежинок через лупу.
*Игра «Пройди по следам на снегу»
*Сооружение построек из снега.
* Изготовление с детьми цветных льдинок и сосулек для украшения деревьев на групповом участке.
*Консультация «Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на прогулке»
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь «Воздух
вокруг нас»
Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. *НОД «Знакомство со свойствами воздуха»
*Исследовательская деятельность
Опыт№1
«Воздух невидимка»
Опыт №2
«Чем мы дышим»
Опыт №3
«Что легче: воздух или вода?»
Опыт №4
«Как поймать воздух?»
Опыт №5
«Можно ли взвесить воздух?»
Опыт№6
«Загадочные пузырьки»
Опыт №7
«Воздух сжимается» *Игра на духовых музыкальных инструментах.
*Надувание воздушных шариков
«Смешные мордашки».
*Игра-эстафета с воздушными шарами, ленточками, вертушками, мыльными пузырями
*Рисование
«Нарисуй ветер» *Консультация «Экспериментирование в различных видах деятельности».
М
А
Р
Т «Знакомство с ветром»
Цель: Познакомить детей с природным явлением – ветер, показать роль ветра в природе и в жизни людей. *Беседа «Ветер, ветер, ты могуч!» *Исследовательская деятельность
Опыт №1
«Как рождается ветер»
Опыт №2
«Плывет, плывет кораблик»
Опыт №3
«Песчаные бури»
* Фокусы: «Подводная лодка», «Упрямый воздух»,
* Чтение: Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» : «Прозрачный невидимка», «Южный ветерок»
*Наблюдение за флюгером на участке.
*П/и «Попади в обруч»
(с бумажными самолетиками)
*Образовательный маршрут для родителей «Такой важный воздух».
*Изготовление с детьми вертушек и вееров.
А
П
Р
Е
Л
Ь «Магнит»
Цель: Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами *НОД «Магнит – фокусник»
*Беседа «Использование магнита в медицине, технике, быту, группе»
*Исследовательская деятельность
Опыт№1 «Притягиваются – не притягиваются»
Опыт№2 «Намагничивание предметов»
Опыт №3
«Действие магнита через разные вещества»
* Фокусы: «Как достать иголку со дна стакана, не замочив рук?»
«Можно ли найти металлические предметы в песке?»
*Представление для кукол «Мы – фокусники».
Игры с магнитами. Привлечение родителей к оформлению стенгазеты
«Маленькие исследователи»
М
А
Й «Чудесная кладовая – почва»
Цель: Дать первоначальные представления о составе почвы, ее свойствах. *НОД «Удивительная почва»
*Исследовательская деятельность
Опыт №1
«В почве есть воздух»
Опыт №2
«Сжимание почвы»
Опыт №3
«Загрязнение почвы»
* Опыты из цикла «Роль почвы в
жизни растений»
*Чтение Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» «Наша кормилица – земля», «Дождевой червяк»,
*Помощь в создание картотеки опытов экспериментов с детьми 4-5 лет.
*Участие в субботнике по озеленению территории детского сада.
3этап – заключительный
-Проведение мониторинга удовлетворенности взаимодействия родителей и детского сада.
-Обобщение результатов инновационной деятельности.
-Презентация проекта :
Постановка сказки с элементами экспериментирования.
Представление опыта работы по проекту на педагогическом совете.