Марина Рей
Проект «Улыбка малыша в период адаптации»
▼ Скачать + Заказать документы
Улыбка малыша в период адаптации в детском саду
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным про-странством, с новым окружением и новыми отношениями [4].
Публикация «Проект „Улыбка малыша в период адаптации“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2021
Адаптационный период - один из самых сложных в жизни ребенка [2]. Строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения - всё это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и пр.) [3]. Адаптация зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть, каждый ребенок привыкает по-своему.
Проблема адаптации детей раннего возраста в изменившихся условиях современного дошкольного образования: введение Федеральных государственных требований и появление новых форм обучения и воспитания дошкольников, становится более чем актуальной, так как от ее своевременного решения зависит уровень их физической и умственной работоспособности, здоровья.
Положения ФГОС ДО делают акцент на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка [1].
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитив-ным результатам (адаптированности, т. е. совокупности всех полезных изменений организма и психики, или негативным (стрессу). Чтобы адаптация не приводила к негативным процессам необходимы решительные действия со стороны взрослых. Активная работа педагогов ДОУ, а также их активное сотрудничество с родителями позволит добиться должного результата в решении этой проблемы.
В 2021 году на базе корпуса 3 МБОУ «СОШ №17» была проведена экспериментальная работа по адаптации детей раннего и младшего дошокольного возраста к условиям ДОУ посредством реализации проекта «Улыбка малыша в период адаптации».
Проект «Улыбка малыша в период адаптации» направлен на сохране-ние и укрепление физического и психологического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. В результате осуществления данного проекта задействованы воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста, родители.
Цель данного проекта – оказание помощи детям в процессе адаптации к ДОУ.
Основные задачи проекта :
1. Преодолеть стрессовые состояния у детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду.
2. Снять эмоциональное и мышечное напряжение у детей.
3. Снизить импульсивность, излишнюю двигательную активность, тре-вогу, агрессию у детей.
4. Развивать у детей внимание, восприятие, речь, воображение.
5. Развивать у детей чувство ритма, общую мелкую моторику, координацию движений.
6. Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
7. Развивать игровые навыки, произвольное поведением у детей.
8. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Ожидаемые результаты реализации проекта «Улыбка малыша в период адаптации» :
1. Благоприятный адаптационный период детей раннего и младшего дошкольного возраста.
2. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к условиям детского сада.
3. Привлечение родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогической службой ДОУ.
4. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в во-просах воспитания, обучения и развития детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации.
5. Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
6. Создание открытой системы взаимодействия участников образова-тельного процесса.
Организуя образовательную деятельность по реализации проекта «Улыбка малыша в период адаптации» применялись следующие формы работы:
1. Элементы телесной терапии (обнять, погладить).
2. Релаксационные игры.
3. Подвижные, дидактические игры, игровые ситуации.
4. Чтение, рассказывание, беседы.
5. Игровые методы взаимодействия с ребенком, основная задача кото-рых формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю.
6. Игрушки – забавы, игрушки – сюрпризы.
7. Игры - занятия, игры – упражнения, игры – инсценировки, игры - имитации.
В ходе реализации данного проекта нами применялись следующие методы и приемы работы:
1. Наглядные:
а) презентации;
б) видеоролики;
в) фотовыставки.
2. Практические:
а) обыгрывание;
б) рассматривание (рассматривание на стенде картин с изображением зимних пейзажей; рассматривание подборки картин художников с изображением матери и ребенка и т. д.);
в) физкультминутки и артикуляционная гимнастика.
3. Словесные:
а) ситуативные беседы с детьми;
б) вопросы, объяснение, пояснение, указание;
в) разучивание потешек, стихотворений.
4. Игровые:
а) дидактические игры;
б) настольно-печатные;
в) пальчиковые игры;
г) сюжетно-ролевые, игры с элементами театра.
Так, в рамках проекта с детьми проводились игры на налаживание контакта с ребенком («Хлопушки», «Дай ручку!», «Привет! Пока!», «Хлопаем в ладоши!», «Ку-ку!», «Лови мячик!», «Петрушка», «Котенок», «Шарик», «Качели», «Хоровод», игры на формирование культурно-гигиенических навыков («Как мама учила мишку правильно кушать», «Учим куклу вытираться полотенцем», «Туфельки поссорились-подружились», «Как мы моем ручки и отжимаем ладошки», «Сделаем из носочка гармошку», «Куклы проснулись и одеваются», «Научим куклу Катю раздеваться», игры направленные на освоение окружающей среды («В гостях у матрешки», «Соберем игрушки», «Вместе с мишкой» и т. д., пальчиковые игры («Здравствуй, солнце золотое!», «За работу», «Утята», «На работу», «Воздушные щелчки», «Ладушки, ладушки – где были?», «Я пеку, пеку, пеку…», рассматривание фотоальбома «Детский сад у нас хорош!», настольно-печатные игры, подвижные игры («Смотри, что я могу», дыхательная гимнастика, оказывающая успокаивающее действие на нервную систему дошкольников. При помощи игр-забав («Минутка заводной игрушки», «Воздушные шары», «Кто это хлопает в ладоши?») у детей развивались навыки взаимодействия друг с другом.
Особенно хотелось бы отметить дидактические игры («Назови, где спрятался мишка», «Светофор», «Сколько?», «Здравствуй я пришёл», «Чудесный мешочек», «Угадай, кого позвали!», целью которых было ободрение робких детей. Такие игры развеселят плачущего, успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.
С детьми проведены беседы на темы: «Как много интересного вокруг», «Кто у нас хороший?», «Я – девочка, я – мальчик», «Мальчики и девочки», «Наша няня» целью которых было:
1. Познакомить детей с окружающим в группе и с площадкой на улице.
2. Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей, преодолеть застенчивость.
Сгладить адаптационный период помогли физические упражнения и игры «Прокати мяч», «Все дальше и выше», «Мяч». В процессе таких игр малышам предлагали каталки, машинки, мячи, для создания условий для самостоятельных упражнений.
Проведенные адаптационные игры («Загляни ко мне в окошко», «Мы шли, шли, шли и что-то нашли» и т. д.) способствовали сближению детей, воспитывали дружеские, доброжелательные отношения в группе, а также формировали эмоционально-нравственные основы поведения детей.
Таким образом, применяя данные методы и приемы работы с детьми, нам удалось:
1. Познакомить детей с детским садом и друг с другом.
2. Помочь детям избавиться от страхов, застенчивости.
3. Затормозить отрицательные эмоции. Настроить на положительные эмоции.
4. Снять эмоциональное напряжение в течение дня, работать по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.
5. Ежедневно, последовательно, без назидательства, вводить правила поведения в группе и приучать к режиму дня.
6. Развить культурно-гигиенические навыки.
7. Развить эмоциональную сферу, коммуникабельность.
8. При помощи дидактических игр оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Работа по адаптации дошкольников раннего и младшего дошкольного возраста в процессе реализации проекта «Улыбка в период адаптации» осуществлялась при взаимодействии с родителями, ведь у родителей также необходимо формировать активную позицию по отношению к процессу адаптации детей.
Работа с родителями в рамках проекта проходила следующим образом:
1. Оформлена и обновлена развивающая предметно-пространственная среда.
2. Подобраны и оформлены картотеки игр.
3. Проведена виртуальная экскурсия по группе.
4. Проведено анкетирование с родителями «Давайте познакомимся».
5. Проведено родительское собрание: «Давайте познакомимся!».
6. Осуществлялось консультирование - повышение психолого-педагоги-ческой компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации. В рамках данного направления были проведены групповые консультации на темы: «Я сам» (Как научить ребёнка одеваться, «Детские капризы», а также осуществлялось индивидуальное консультирование родителей.
7. Проводилась просветительская работа с родителями: Онлайн-выставка детских фотографий «Как я играю»; Информация в родительский уголок «Читаем дома», «Режим дня», «С вашими детьми работают…».
8. Были подготовлены памятки и буклеты «Первый раз в детский сад», «Период адаптации детей к условиям ДОУ», «Играем всей семьей».
По результатам оказания помощи детям в процессе адаптации к ДОУ в ходе реализации проекта «Улыбка малыша в период адаптации» мы смогли добиться следующих результатов:
1. Между ДОУ и семьями воспитанников удалось установить партнер-ские, доверительные отношения.
2. Была создана открытая система взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
3. Адаптация детей и родителей к условиям детского сада прошла ус-пешно. Дети стали проявлять положительное отношение к педагогам и сверстникам. Эмоциональное самочувствие дошкольников нормализовалось. Была повышена психолого-педагогическая компетенция родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации.
4. У детей отмечалось снижение заболеваемости в период адаптации к детскому саду.
Таким образом, задачи и цель разработанного нами проекта «Улыбка малыша в период адаптации» были достигнуты в полном объеме, проект является эффективным средством для адаптации раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Список литературы
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // КонсультантПлюс
2. Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ: практическое пособие / Л. В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2004. – 204 с.
3. Евстратова, Е. А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада / Е. А. Евстратова. – СПб. : Питер, 2015. – 281 с.
4. Лапина, И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: про-грамма психолого-педагогического сопровождения, комплексные занятия / И. В. Лапина. - Волгоград: Учитель, 2012. - 127с.