Светлана Кожевникова
Тренируя пальцы — мы лучше говорим. Развитие мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Тренируя пальцы – мы лучше говорим.
«Ум ребёнка находится на кончиках пальцев»
В. А. Сухомлинский.
В чём же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она ещё долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли всё больше тонкую, сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Может развитие моторной речи зависит от развития моторики ребёнка в целом? Нет. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Из этого можно сделать вывод, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей.
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы. В чём же причина задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: родителям обычно дают совет – больше разговаривать с ребёнком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Конечно, это важное условие, чтобы ребёнок заговорил, но нужно учесть ещё и другое.
Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни можно провести такой тест: попросить ребёнка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика (сделай вот так, показать, как надо сделать). Дети, которым удаётся повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И наоборот, если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удастся.
Если ребёнок хорошо говорит, то при обследовании двигательной функции можно наблюдать следующее: детям после трёх лет доступны позы пальцев – гусь, коза, ножницы, кольцо. Дети после пяти лет могут изобразить – кулак, ребро, ладонь. Если ребёнок затрудняется, то наблюдаются нарушения.
Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми шести-семи месяцев. В этот период полезно делать массаж – поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребёнка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.
С десятимесячного возраста следует давать ребёнку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие. Для этой цели хороши деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку. Для детей полутора лет хорошим средством для развития движений пальцев является игра в «Театр пальчиков».
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики можно предложить :
- пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;
- пособия по застёгиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков;
- мозаику (мелкую и крупную, всевозможные пирамидки, наборы коробочек для собирания в них мелких камешков и т. д. ;
- наборы колец различной величины для нанизывания их на стержень;
- наборы верёвочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;
- наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти рук);
- наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь);
- цветные клубочки ниток для перематывания;
- дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков.
Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, пять минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребёнка.