Приложение МААМ

Опыт работы по теме «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности»

Ольга Вилинская
Опыт работы по теме «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает музыкальное воспитание детей.

В п. 1.4 6) развитие предпосылок ценностного – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального….)

Публикация «Опыт работы по теме „Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности“» размещена в разделах

А мы попробовали использовать разные виды музыкальной деятельности в развитии чувства ритма. Тема эта по ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Художественное развитие». С мая 2019 года я работаю углубленно над данной темой, выбранной мной.

Этапы работы

1. Подготовительный (анализ литературы, обследование воспитанников, анкетирование родителей, обогащение развивающей предметно – пространственной среды зала и групп, создание перспективного плана и системы занятий по развитию чувства ритма. (сентябрь)

2. Основной (организация работы с воспитанниками по реализации перспективного плана, организация работы с родителями) (октябрь - апрель)

3. Итоговый (повторное обследование особенностей художественного развития детей, диапазон личностного вклада, трансляцию собственного опыта и определение перспектив деятельности). (май)

На подготовительном этапе На подготовительном этапе проанализирована литература по проблеме, представленная раннее. Также было проанализировано музыкальное развитие детей по методике Костиной Э. П.

Музыкальное развитие диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются эмоциональная отзывчивость, чувство ритма, тембр, динамика, музыкальной мышление и музыкальная память. Дополнительно провели обследования по методике Тютюнниковой Т. Э. Получены следующие результаты: сформированность музыкального развития показала некоторую озабоченность. Были выявлены проблемы у детей в развитии чувстве ритма и творческих заданиях.

Цель работы - развитие чувства ритма детей старшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности

Я определила следующие Задачи:

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма

• Стимулировать развитие музыкально – ритмического восприятия,

двигательных качеств и умений (координацию движений в соответствии с ритмом, темпом, метроритмом и характером музыкальных произведений)

• Обогащать музицирование и двигательный опыт детей ритморечевыми упражнениями, творческими заданиями, разнообразными формами игрового моделирования для эффективного развития чувства ритма

• Повысить компетентность воспитателей и родителей в вопросе развития чувства ритма; привлекать их к организации и оснащению РППС

Музыкальное занятие – основная форма организации музыкально- ритмического воспитания детей.

На музыкальных занятиях, я не просто стараюсь вовлечь детей в разные виды музыкальной деятельности, но и пытаюсь сделать их более активными и интегрированными. В старшем возрасте в раздел слушания музыки вводятся более сложные произведения. В них, исходя из своего «ритмического опыта», дети определяют жанр произведения: марш, танец, песня (с присущими характерными ритмическими особенностями, определяют тембры инструменов, творчески выражают свое отношение к прослушанной музыке.

Ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает все музыкальнопроизведение.

Можно ориентироваться и на мышечно-двигательные ощущения детей с целью формирования наглядных представлений о некоторых музыкальных явлениях. В старших группах предлагая детям различить части, фразы произведения, высокий, средний, низкий регистры, ритмические особенности, используем различные двигательные элементы: постукивание, хлопки, поднимание, опускание рук и т. д.

Восприятие ритма никогда не бывает только слуховым; оно всегда является процессом слухо-двигательным и обычно включает те или другие двигательные реакции. Это могут быть видимые движения головы, руки, ноги или качание всем телом, или, наиболее часто, не проявляющиеся вовне «зачаточные» движения: голосового, речевого и дыхательного аппарата, мышц конечностей.

Таким образом, эмоционально и осознанно воспринимая музыкальное произведение, у ребенка развивается ощущение ритма, как нечто практического, познанного на личном опыте.

В певческой деятельности детей, работа над ритмом также занимает особое место, так как ни одна песня не может быть исполнена вне ритма. Работа над развитием этого чувства зависит от возраста ребенка и выполняется по принципу «от простого - к сложному»

В старшем дошкольном возрасте репертуар усложняется. Здесь я знакомлю детей не просто с ритмом, а еще и с метрической пульсацией в музыке как с чередованием сильных и слабых ударов. Еще на этапе восприятия новой песни, я, утрируя в сопровождении сильную и слабые доли, прошу детей подыграть мне песенку на «барабане» и они ударяя ладошкой о ладошку (мнимый барабан) отстукивают поначалу только сильную долю, а потом другие варианты. Постепенно в некоторых песнях мы используем таким образом игру на музыкальных инструментах, когда, например, ложки озвучивают сильную долю, а колокольчики слабую. Прохлопывание ритма, проговаривание текста в ритме - так же частые приемы при разучивании песен с детьми этого возраста. Если разучивается произведение маршевого характера, можно предложить детям промаршировать под песню, или покачиваться, если произведение звучит мягко и равномерно.

Методы и приемы развития ритмического слуха у детей в певческой деятельности :

• исполнение по ритмическому рисунку песни (представленному схематично на доске)

• пение «про себя», а вслух только ритм

• узнавание песни по исполненному ритмическому рисунку

• воспроизводство ритма закрытым ртом

• медленное расчленение ритмического рисунка

• использование игр «Эхо», «Повтори»

• творческие задания на придумывание различных ритмических моделей

ритмодекламация текста песни

ритмизация песни музыкальными инструментами

«озвучивание» жестами песен, упражнений, распевок

В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно. Усложнение заданий в процессе работы над освоением ритмического рисунка простейших попевок может, осуществляется в следующей последовательности:

1. восприятие детьми попевки в исполнении педагога;

2. выразительное произнесение текста попевки ребёнком;

3. ритмизация текста с акцентами на сильные доли;

4. пропевание попевки с одновременным прохлопыванием её ритма;

5. выбор музыкального инструмента ребёнком и воспроизведение попевки на инструменте;

6. ансамблевое музицирование с педагогом (педагог исполняет всю фактуру музыкального произведения, ребёнок с помощью ударных инструментов выделяет сильные и слабые доли или весь ритмический рисунок попевки и т. д.).

Методы и приемы развития ритмичности детей в ходе музыкально- ритмической деятельности.

Музыкально-ритмические движения, как отдельный вид деятельности, непосредственно связаны с общей моторикой детей. В раннем и младшем дошкольном возрасте этот вид деятельности является ведущим, в старшем – занимает практически половину времени, отведенного на музыкальное занятие.

Ребенок, не слышащий метра, плохо двигается, не чувствуя формы, делает «все не так».

Для развития чувства метра используются равномерные движения: хождение под музыку,

покачивание, «капельки»,» удары колокольчика» и т. д.

Этапы работы над развитием чувства метра :

• равномерное метрирование музыки

• выделение сильной доли

• тактирование

• освоение ритмических рисунков

• творческие задания

Начинать данный вид деятельности целесообразно с ходьбы, поскольку ходьба - автоматизированный моторный акт, при котором четко координируются движения рук и ног. Она используется на каждом занятии как вводное упражнение. От занятия к занятию дети осваивают все более сложные виды ходьбы: ходьба на полупальцах, ходьба с высоко поднятыми коленями, гусиным шагом т. д. Сначала дети осваивают ходьбу и бег под музыку по кругу в одиночку, парами и группами. Затем вводятся более сложные упражнения: встречная ходьба, ходьба и маршировка с заданным направлением, с изменением темпа, с перестроением.

В начале занятия мы обычно разучиваем с детьми упражнения с элементами танцев. Упражнения способствуют развитию общей моторики, координации движений, чувства темпа и ритма. Существует много приемов, которые помогают детям усвоить ритм самих движений : образное сравнение, счет вслух, комментирование движений хором, вслушивание в тишину (осмысление пауз, накладывание движений на текст песни, использование упражнений с предметами и т. д. Эти же приемы я использую при разучивании танцев, хороводов, музыкально-ритмических игр.

Поскольку все виды хореографии для детей дошкольного возраста носят преимущественно игровой характер, то я стараюсь вводить в репертуар детей танцы, основанные на каком-то сюжете, или, так называемые характерные танцы, в которых выразительные движения персонажей выполняются в свойственной им манере: котята, мышата, гномики, снеговики, куклы.

Сюжетный танец привлекает детей возможностью перевоплощения и своим сюжетным развитием. И поскольку ритм является еще и категорией эмоционально-выразительной, художественно-смысловой, то такие виды танцев, помогают ребенку осваивать ритм, исходя из образа, и тем самым развивают его творческие способности.

Очень интересным и полезным для развития чувства ритма приемом являются ритморечевые упражнения. Они включают в себя: ритмизированные и звучащие жесты.

Ритмизированные жесты –это танцевально-пластические движения ритмического характера (качания головой, покачивания с ноги на ногу, взмахи руками и т. д.

Звучащие жесты - ритмические жесты ударного характера при выполнении которого издается звук (хлопки в ладоши, по коленкам, притопы, щелчки пальцами, языком, постукивание кулачками).

В ритморечевых упражнениях жесты сочетаются с ритмодекламацией. По мнению Т. Э. Тютюнниковой «ритм, заключенный в словах, фразах воспринимается ребенком как игра, ощущается им естественно и «извлекается» без всякого труда».

К примеру можно привести слова детской песенки «Виноватая тучка» :

Злую тучку наказали - дети грозят пальчиком

Ты плохая ей сказали

И она заплакала да - трут глазки

Как-кап-кап закапала

Кап-кап-кап дождик идет - ритмично стряхивают ладошки и пружинят ногами

Кап-кап-кап дождик идет…

Очень продуктивной деятельностью для развития ритмического чувства, является игра на музыкальных инструментах.

Старшие дошкольники осваивают игру на металлофонах, детских синтезаторах. Воспитание ритмического чувства осуществляется по принципу «от простого – к сложному». Если на раннем этапе освоения игры на музыкальных инструментах я использую исключительно шумовые инструменты, и поначалу добиваюсь лишь ритмичного тактирования под музыку, то в старших группах я учу детей различать сильную и слабую доли такта, а игра на металлофоне требует не только равномерного удара молоточком, но и осознания движения мелодии в заданном ритме. Очень хорошо помогают освоить ритм исполняемого произведения различные наглядные пособия.

Таким образом, в процессе игры на музыкальных инструментах формируются не только элементарные навыки исполнительства, но и развивается чувство ритма, благодаря которому, ребенок может не только проигрывать знакомое произведение, но придумывать свои «песенки», основанные на знакомых ритмических формулах или придуманных им самим. Интересным приемом в овладении игрой на инструментах и в восприятии чувства ритма является введение в репертуар детей игр с использованием музыкальных инструментов. Игра своей эмоциональностью ненавязчиво привлекает детей к исполнительству, улучшает восприятия чувства ритма, стимулирует творчество и способность к самовыражению.

Немаловажную роль при развитии ритмического слуха имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку и определять длительности звуков, ритмические рисунки. Музыкально-дидактические игры можно использовать как самостоятельный вид деятельности, в процессе которого мы уделяем внимание развитию чувства ритма у детей, а можно включать их в другие виды музыкальной деятельности с целью вспомогательного средства для усвоения определенного ритмического рисунка. Например, для освоения ритма разучиваемой песни, или для игры на музыкальных инструментах.

Важно, чтобы музыкально-дидактические игры соответствовали возрасту детей, их музыкальному развитию. Они должны быть доступными, красочно оформленными, чтобы возбуждать интерес детей и стимулировать их желание осваивать более сложные ритмические рисунки

В играх прием «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант. Свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия. Он сам утверждается, верит в свои силы, чувствует радость от своего творения. Тексты для упражнений подбираются ритмичные и удобные в произношении.

Координационно – подвижные игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы: - коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга; - игры команды; - пластико – ритмо- речевой театр.

Перечисленные разновидности разнопланово пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, ритма, воспитывает ансамблевую слаженность – все то, что необходимо для развития музыкальности.

Во время исполнения движений мы используем различные шумовые и ударные инструменты, которые задают ритм и украшают движение.

Игра «Сильные и слабые»

Изучаем простые размеры 2/4, 3/4, сильную и слабые доли, учимся отличать их друг от друга. Для этого делю детей на две группы, и мы играем – одна группа становится сильной долей, и должны одновременно сначала хлопать, а потом играть на сильную долю, должна выделять её. А вторая группа становится слабой долей, и должна следовать за сильной, и не выделяться. Затем группы меняются местами, чтобы каждый мог попробовать играть и сильную, и слабые доли. Игры польку и вальс, чтобы закрепить полученные знания на практике.

Для развития чувства метра (равного биения сильных и слабых долей) можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры. Выбрав известную детскую песню, которую дети поют хором, мы ставим детей в круг, они равномерно движутся под музыку, поют и хлопками и притопами воспроизводят ритмический рисунок. В дальнейшем, все вместе определяем, какие инструменты могут звучать в этой песне, на какую долю, и какой ритмический рисунок следует на них исполнять. Затем распределяем инструменты между ребятами.

Помогаем детям в роли дирижёра, кивком головы показываем начало произведения и помогаем сохранению правильного шага, т. е. равномерного ритма и темпа.

Игра с раздаточным материалом “Определи по ритму”

Каждый ребё нок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т. д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.

Мною проведен мониторинг развития муз. -ритмических движений детей старшего дошкольного возраста и мониторинговые задания на определение развития музыкально- ритмического чувства. Данный метод диагностики проходил в виде наблюдения за детьми в процессе движений под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий на ритм.

В заключении, можно сделать Вывод:

В ходе проведенной работы было замечено, что у детей улучшилось качество пения, они чище поют, улучшилось качество музыкально - ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм. Многим детям игра на ДМИ помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Дети слышат звучание детских музыкальных инструментов и играют сами во время различных видов деятельности : пения, музыкально-ритмических движений, развлекательных игр

У детей изменилось отношение к музыкальной деятельности. Большинство детей стали проявлять больше внимания играм на развитие чувства ритма танцевальное творчество в нерегламентированной деятельности, с удовольствием принимают участие в различных видах муз. деятельности, концертных программах. Выработаны такие исполнительские качества, как: уверенность, умение свободно держаться перед публикой, красиво исполнять песню, танец, передавать художественный образ.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Из опыта работы «Применение элементов комбинаторики в различных видах детской деятельности» В жизни нередко возникают проблемы, которые имеют не одно, а несколько различных вариантов решения. Чтобы сделать правильный выбор, очень.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности»
Опубликовано: 7 января 2022 в 20:52
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Вилинская (УИ 2873035) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД