Ольга Владимировна Емельянова
Суть эстетического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Суть эстетического воспитания дошкольников.
Идеи по эстетическому воспитанию возникли с древних времен и чаще всего носили мифологический и космологический характер. Главным средством эстетического воспитания считалась музыка. Древнекитайская эстетическая мысль видела в этом искусстве нравственное и воспитательное значение. Средством эстетического переживания в Древней Индии считались поэзия, танцы и музыка. Особое внимание уделялось обучению и игре на музыкальных инструментах, обучению пениям и танцам.
Публикация «Суть эстетического воспитания дошкольников» размещена в разделах
Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и Н. Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
Современные исследователи отмечают, что эстетическое воспитание является процессом по формированию способности к восприятию и пониманию прекрасного в искусстве и жизни, выработке знаний по эстетике и эстетических вкусов, развитию творческих способностей в области искусства. Кроме формирования эстетического отношения детей к окружающей действительности и искусству, эстетическое воспитание одновременно способствует их всестороннему развитию.
Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности индивида, расширению его познаний о мире, обществе и природе. На разных творческих занятиях у детей развиваются мышление, воображение, воля, настойчивость, организованность и дисциплинированность.
Система эстетического воспитания, по мнению педагога и художника, должна быть единой, которая объединяет все предметы, все внеклассные мероприятия, всю общественную жизнь учащихся, где любой предмет, каждый вид занятий имеет свою конкретную задачу в процессе формирования эстетической культуры и личности обучающегося.
Знания о различных видах искусства детям сообщают уже с раннего детства. Декоративная игрушка, картинка, музыка, книги входят в жизнь ребенка очень рано. Детям в старших группах сообщаются знания не только о видах, и о жанрах изобразительного, литературного, музыкального искусства, но и включают знания о книжной иллюстрации, эстампе, живописи, скульптуре, аппликации, декоративно-прикладном народном искусстве, пейзаже, натюрмортах, портрете и т. д. У детей формируют знания о различных выразительных средствах искусства (в скульптуре, например, материал, поза, жест, движения и т. п.).
На протяжении дошкольного возраста формируются также знания о музыке: вокальной и инструментальной, разнообразии ее тематики, жанре, структуре отдельных произведений, средствах музыкальной выразительности, различных музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народными песнями и танцами, хороводами, произведениями классической и современной музыки.
Эстетическое воспитание дошкольников — организация жизнедеятельности детей в рамках семьи и ДОУ, которая способствует формированию у ребенка знаний и представлений о прекрасном, развитию умения видеть красоту во всем, что его окружает.
В большинстве программ обучения дошкольников эстетическому воспитанию отводится одно из ведущих мест, отличие заключается лишь в названии подхода. Важность этого направления трудно переоценить. Ребенок, лишенный эстетического развития, в старшем возрасте с трудом сможет проявить себя в работе, которая требует творческого, вдохновенного подхода.
Итак, можно выделить основные положения, говорящие о сущности эстетического воспитания :
1. это процесс целенаправленного воздействия.
2. это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
3. задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности.
4. развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.