Ольга Федорако
Создание мини-музея в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, в нашем городе много музеев. Сколько музеев вы смогли назвать? А сколько из них вы посетили?
Многие музеи, которые есть в нашем городе ориентированы не только на взрослых и школьников, но и на дошкольников.
ЦЕЛЬ создания мини-музеев в ДОУ – это приобщение детей к сокровищам истории, культуры, искусства.
Для начала давайте разберёмся, что же такое МУЗЕЙ. МУЗЕЙ – от греческого «museion» (мусейон) – Храм муз; учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием памятников истории и культуры.
Публикация «Создание мини-музея в ДОУ» размещена в разделах
А что такое «Мини - музей»? МИНИ-МУЗЕЙ – это особое, специальное организованное пространство группы, где расширяется кругозор и ребёнка, и взрослого; повышается образованность, воспитанность; где идет приобщение к вечным ценностям. часть предметно-пространственной среды группы для социализации и развития личности дошкольников, их приобщения к вечным ценностям, привития чувства патриотизма.
• «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группы, спальни, раздевалки, коридора;
• он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно;
• мини-музей может быть как результатом или частью какого-либо проекта, так и самостоятельным проектом;
• мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям
Долгие годы наши музеи запрещали своим посетителям даже прикасаться к экспонатам. Сейчас уже многие из них работают с детьми и не только разрешают, но и рекомендуют юным посетителям действовать с предметами. Музеи становятся интерактивными. Но если «взрослые» музеи ими только становятся, то детсадовские мини-музеи содержат экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С ними можно играть. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. К тому же мини-музей для детей – это что-то свое, родное, так как многие принимают участие в его создании.
Если в обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, то здесь он – соавтор, творец экспозиции. И не только дети, а также их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей (создать полноценный мини-музей можно только в тесном взаимодействии с родителями)
Задачи мини-музея в детском саду :
• Совершенствовать педагогическое мастерство и творчество педагогов ДОУ по созданию мини-музеев;
• Обогащать предметно-развивающую среду ДОУ (группы);
• Обогащать образовательный процесс новыми формами работы;
• Формировать у дошкольников представления о музее;
• Расширять кругозор;
• Вовлечение родителей в образовательный процесс
• Развивать познавательные способности; творческое и логическое мышление и воображение;
• Формировать проектно-исследовательские умения и навыки;
• Содействовать укреплению связей ДОУ с семьей, социализация ребенка
Этапы:
1. Подготовительный этап. На этом этапе дети, воспитатели, вместе с родителями выбирают тему и название мини-музея, определяют цели и задачи музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения. В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музея можно использовать : различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат. Эффективность всей работы в мини-музее в немалой степени зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы. Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости, например на детском столике, нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции,
Тематика мини-музеев может быть различной! ЧТО обязательно – содержание, оформление и назначение мини-музея должно соответствовать возрасту детей группы, где она организуется. Так, например музей «книги», «хлеба» может появиться в старшей/подготовительной группе, а для малышей создать мини-музей «игрушек-забав», «моя первая игрушка – погремушка».
2. Практический этап. Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музей в группе. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. Воспитателю необходимо составить перечень экспонатов, которые могут составить основу коллекции, и поместить его в приемной, чтобы родители смогли его дополнить. Большое внимание уделяется «визитной карточке» экспонатов – этикетке. Информация на ней должна быть максимально краткой, ориентированной на детей. Если в музее размещены фотографии, то они должны быть крупноформатные – чтобы дети могли рассмотреть все детали. !
Коллекция экспонатов – это только часть мини-музея. Параллельно подбирается литература, видеофильмы, аудиозаписи, фотографии по теме, рисунки, поделки, картинки, игры, альбомы. То есть все, что связано с темой музея. Возле конкретных экспонатов могут быть знаки-правила о взаимодействии с данными предметами. На этом же этапе воспитатели, или воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, для гостей и родителей.
3. Подведение итогов (Деятельностный этап) Функционирование мини-музея. Экскурсии, беседы, игровые занятия, презентации. Особо важное место в работе мини-музея занимают экскурсии (занятия экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Выставленные музейные экспонаты – это всего лишь предметы для рассматривания. Именно экскурсовод «вдыхает в них жизнь» и они превращаются в сокровища музея. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов (в младших группах экскурсоводами выступают воспитатели, а в старших группах экскурсоводами могут стать сами дети, разработке планов различных экскурсий по мини-музею (все они прописываются в паспорте музея).
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
• выявляются творческие способности детей;
• расширяются представления о содержании музейной культуры;
• развиваются начальные навыки восприятия музейного языка;
• создаются условия для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы работы с детьми в музее достаточно разнообразны:
• обзорные и тематические экскурсии;
• познавательные занятия-экскурсии, занятия с элементами игры;
• тематические викторины;
• исследовательская деятельность;
• продуктивная деятельность;
• самостоятельная деятельность детей.
Основные принципы работы мини-музея :
1. Наглядности. Когда ребенок познает окружающий мир участвуют все его органы чувств. Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Поэтому коллекция мини-музея должна содержать большой наглядный материал, который можно не только увидеть, но и потрогать, понюхать, а порой и даже попробовать.
2. Природосообразности. Как я уже говорила, содержание, оформление и назначение мини-музея должно соответствовать возрасту детей группы, где она организуется.
3. Интеграции. Мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации её задач. Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, которые тесно связаны между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т. п.
4. Научности. Представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
5. Интерактивности. Активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность и творческие способности учащихся. Интерактивные методы обучения, как один из видов активных методов, – это всегда взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, которые способствуют усвоению материала до 90 %!
6. Мобильности. Коллекция музея по возможности должна быть составлена таким образом, чтобы при необходимости она могла бы использоваться мобильно (например, выноситься в другие группы в «музейном сундучке»).
7. Доступности. Все экспонаты должны быть доступными для посетителей.
8. Гуманизма. Экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей. Значение мини-музеев
9. Принцип партнерства — мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей.
По своей тематике мини-музеи могут быть разнообразными: фольклорные, исторические, краеведческие, литературные, географические, природы, искусства и т. д.
При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:
• в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;
• каждый мини-музей отражает возраст детей, для которых он предназначен;
• небольшие размеры экспозиции;
• определенная ограниченность тематики;
• участие в их создании детей и родителей;
• в обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.
• в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.
• для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т. п.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Формы организации детской деятельности в мини-музее :
• Игры (сюжетно-ролевые, дидактические)
• Организованная образовательная деятельность (экскурсии)
• Исследовательская деятельность
• Беседы, чтение художественной литературы
• Художественное творчество
• Музыкальная деятельность
Так же можно определить и правила поведения в мини-музее :
• Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками;
• Экспонаты нужно возвращать на место и ставить красиво и аккуратно;
• Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;
• Можно и нужно: задавать вопросы об экспонатах, составлять рассказы и сочинять истории;
• Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами и творческими работами.
Мини - музей - это «живой организм», где постоянно должна вестись поисковая работа.
Экспозиция должна расширяться, обновляться на основе новых материалов.
Понимая всю важность развивающей среды для развития личности ребенка, для его социализации, в нашей группе организован мини-музей Русская изба. Он был создан три года назад. В создании его принимали участие и педагоги, и дети с родителями.
В результате использования мини-музеев в работе ДОУ дети приобщаются к культуре, приобретут интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир.
Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях.
Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина.