Татьяна Шубенкова
Программа мини-музея «Горница-узорница»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа мини-музея «Горница-узорница»
Программа мини-музея «Горница-узорница» разработана на основании:
нормативно-правовых документов:
-Национальная доктрина образования в Российской Федерации
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
и используемых программ:
"Детство" Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева;
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О. Л. Князева
Направленность программы:
Публикация «Программа мини-музея „Горница-узорница“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
по функциональному назначению «Художественно-эстетическое»
(освоение детьми образовательных областей: Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»)
по форме организации детей:
непосредственно-образовательная деятельность в мини-музее с подгруппой детей
Актуальность. Необходимость разработки новой программы возникла вследствие того, что, в вышеназванных программах отсутствуют рекомендации по объёму и содержанию ознакомления детей с историей и культурой русского народа не наблюдается технологии ознакомления дошкольников с культурой русского народа, в частности данные программы не учитывают возможности реализации музейной педагогики в ДОУ. Народная культура - одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чём рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на все эти вопросы нам поможет целенаправленная, систематическая работа в мини-музее «Горница-узорница».
Мини - музей детского сада расположен в центре художественно-эстетического развития – музыкальном зале. Материалы музея, представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историческим прошлым своей страны.
Цель программы мини-музея «Горница-узорница»: создание условий для поддержания интереса к познанию жизни своих предков, развития художественно-творческой активности детей средствами музейной педагогики.
Задачи:
-Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народным играм.
-Создать условия для самостоятельного отражения полученной информации в разных видах деятельности
-Использовать все виды фольклора: сказки, песни, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, как богатейший источник познавательного и нравственного развития.
-Знакомить детей с народными праздниками и традициями.
-Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через организацию и участие в экскурсиях, и проведение совместных русских народных игр, знакомство с обычаями и традициями народных праздников.
Детям интересно увидеть настоящую прялку, спеть колыбельную кукле, лежащей в зыбке, растолочь зерно в ступке. В «Горнице-узорнице» собраны предметы русского быта: чугунок, сундук, самовар, деревянная и глиняная посуда, русский народный костюм и др. Основная задача педагога – введение детей в особый самобытный мир путём его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы стилизованы под реальные.
Работа в мини-музее строится на основе главных методических принципов: учёт возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность усложнения.
Программа разработана в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Распланирована организованная образовательная деятельность занятий-экскурсий, которые включают знакомство детей с предметами прошлого, с устным народным творчеством, крестьянским трудом, с народными праздниками и традициями. В музее дети являются не просто пассивными созерцателями, а становятся любопытными «почемучками», «исследователями» и творческими деятелями. Этому способствует интерактивный фонд.
Ресурсное обеспечение мини-музея:
1) основной фонд мини-музея составляют подлинные предметы, коллекция которых насчитывает более 15 экспонатов
2) вспомогательный фонд: предметы домашнего обихода, домашней утвари, старинных орудий труда, макет деревенского двора, крестьянские дети в русских костюмах на печи и др.
3) интерактивный - рукотворное творчество педагогов, детей и их родителей, настольно-печатные игры, «Музыкальные народные инструменты» (детские, «Куклы-обереги» (своими руками, «Бабушкин сундучок» (Игры-театрализации, «Вербочка», «Коромысло» (игры-хороводы) и другое.
В мини-музее представлены экспозиции:
«Домашняя утварь и предметы домашнего эпизода».
Экспонаты: печка, прялка, веретено, корыто, грабли, коромысло, подкова, утюг, лампа, лукошко, ступа, чугунок, кувшин, самовары и др.
«Золотая Хохлома» Экспонаты – посуда с хохломской росписью. Дети знакомятся с предметами, расписанными хохломской росписью и их названиями
«Куклы» Экспонаты: куклы-обереги, куклы сувенирные.
Издавна самой любимой игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой и передаёт своей дочке.
«Русские народные музыкальные инструменты» Экспонаты: гармонь, балалайка, бубен, свистулька, дудочка.
«Бабушкин сундук» Экспонаты: русский сарафан, платки, лапти, валенки и др. Ожидаемые результаты:
1. У детей будут сформированы эмоционально окрашенные чувства причастности детей к наследию прошлого.
2. Будут знать и бережно относиться к предметам быта и произведениям народного творчества.
3. Узнают историю русского народного костюма
4. Смогут использовать атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
5. Дети будут осмысленно и активно участвовать в народных праздниках.