Людмила Чистякова
Современная семья дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Чистякова Л. И. ,
Первая квалификационная категория
Воспитатель МБДОУ ПГО «Детский сад № 51»
Современная семья дошкольника.
Семья – первый социальный институт в жизни ребёнка. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из инструментов воспитания не может сравниться с семьёй. То, что человек представляет из себя во взрослой жизни – в большей степени результат семейного воспитания.
Публикация «Современная семья дошкольника» размещена в разделах
Что же такое Современная семья.
Детоцентристская семья по природе малодетна, функция продолжения рода в такой семье ограничивается непродолжительным временем; рождение одного – двух детей. Эта её особенность объясняется своеобразным возвышением роли семейной жизни.
Рождение детей ослабляет духовные контакты супругов, отдаляет мужей от жён, скованных материальными заботами.
В свою очередь желанный ребёнок превращается в объект родительской любви и привязанности.
Вместе с этим система воспитания детей в семье такого типа характеризуется рядом негативных черт. Родители, гипертрофируя чувство долга по отношению к детям, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждая его от забот, усилий и трудностей, принимают их на себя. Опека предполагает ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает с последствиями жё сткого авторитаризма: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива. Они отстранены от проблем семьи, опекаемый «уходит» от ответственности и приложения каких-либо усилий. Их подготовка к столкновению с реальными жизненными трудностями блокировка родителями. Дети из таких семей оказываются самыми неприспособленными, объективно неблагополучными, не способными к личной ответственности.
В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение счастья ребёнка. Семья существует только для ребёнка. Воздействие осуществляется снизу-вверх (от ребёнка к родителям). Поэтому ребёнок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации и, в частности; учебной дезадаптации ребёнка после поступления в школу.
Современная семья во многом отличается от семьи прошлого. Много сегодня говорится о её шаткости, ранимости, кризисном положении. Слишком часто сегодняшние семьи распадаются, а среди тех, которые всё-таки сохраняются, многие переживают внутренние коллизии и конфликты. Конечно, влияние семейных коллизий, распада семей на ребёнка может быть очень сильным, особенно в том случае, если родители не смогут уберечь ребёнка от ссор и взаимных обид.
Но, несмотря на потери и кризисные ситуации, которые приходится, переживать и преодолевать семье, приспосабливаясь к новым общественным условиям, значение её не исчезнет, а скорее даже возрастает. Нет никаких сомнений в том, что семья, как правило, является лучшей средой для воспитания детей, а часто и прочным эмоциональным «убежищем» для взрослых. Усилия помочь семье в решении её экономических, социальных и других проблем являются в настоящее время более уместными, чем разговоры, осуждающие семью как изжившие себя и устаревший институт.
В настоящее время задачи воспитания стали более сложными. Дело в том, что во всех областях жизни происходят сегодня резкие изменения. В течении жизни одного поколения полностью изменился образ жизни людей. Если раньше родители готовили своих детей для вступления в мир, который они хорошо знали, который был таким же, как и тот, в котором они жили сами, где действовали те же самые законы и требования, то сегодняшние родители готовят своих детей для вступления в жизнь, которой они не могут знать, о требованиях которых они не имеют понятия. Недостаточно сегодня дать детям одни лишь готовые знания: через двадцать – тридцать лет они, возможно, не будут иметь никакой цены; привитые навыки и умение их тоже вряд ли выручат, т. к. в корне изменится всё производство и весь образ жизни; едва ли им поможет и послушание – кого они будут слушать, став взрослыми?
Необходимо учить ребёнка с малых лет самостоятельному, творческому мышлению, помогающему находить новые решения в новых ситуациях, учить его критически относиться к чужим взглядам и мнениям, быть терпимым к мнению других, но принципиальным и требовательным к себе самому. Воспитание ребёнка сегодня должно стать чем-то большим, чем простой передачей готовых знаний, умений, навыков и стиля поведения. Воспитание сегодня – это постоянный диалог родителя с ребёнком, в процессе которого ребёнок всё в большей мере осваивает способность к принятию самостоятельных решений, что поможем ему стать полноправным членом общества, наполнит его смыслом.